Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

В Москве состоялись Якунинские чтения

4 марта 2017 года в переполненном конференц-зале общества «Мемориал» на Каретном ряду в Москве прошли ежегодные «Якунинские чтения». Чтения посвящены памяти Глеба Павловича Якунина (1934–2014), диссидента и правозащитника, члена Московской Хельсинкской Группы, которому 4 марта исполнилось бы 83 года. На чтениях, которые в этом году проводились под девизом «Время сбываться надежде заветной», друзья и коллеги отца Глеба обсудили церковные вызовы обществу, мифы об РПЦ, поговорили о конфликтах и надеждах.

Вела мероприятие искусствовед Елена Волкова. Вспоминали отца Глеба, читали его стихи, говорили об актуальных проблемах. Звучала музыка: молодые музыканты Ярослав Чистов, Мария Баранова и Елизавета Натапова исполнили произведения Баха, Михаил Обрубов спел под гитару свои песни, а Михаил Альтшулер — песни Галича.

Член Московской Хельсинкской Группы, священник храма в селе Карабаново Калужской области, протоиерей Георгий Эдельштейн говорил о проблемах Русской православной церкви.

Священник Яков Кротов — о борьбе, которую вел о. Глеб Якунин за «реституцию совести» — за возвращение церкви человеческого начала, о том, что эта борьба должна быть продолжена, и о допустимых методах ее ведения.

Историк Ирина Карацуба рассказала о том, с каким уважением и восхищением о. Георгий Чистяков говорил об о. Глебе: «Без отца Глеба никакое очищение невозможно, невозможно».

Елена Волкова назвала свое выступление «Био-богословие оптимизма, или Почему Пушно-меховой?». «Биологическое образование сыграло большую роль в формировании богословских взглядов о. Глеба Якунина и о. Александра Меня, которые учились вместе, – отмечает Волкова. – Без Пушно-мехового института у о. Глеба не было бы естественнонаучной базы для создания собственной поэтической космологии, он бы не смог обращаться к материалистам на их языке, не построил бы свой мост между наукой и верой. В старинной усадьбе под Балашихой, где располагался институт, в его сознании вырастали биологические ростки будущего богословия — того, что можно назвать био-богословием — эволюционного креационизма, который признает эволюцию, однако утверждает, что она является орудием Бога-Творца. Он видел эволюцию во всем: даже трагедии, исторические и личные, воспринимал через глубокую веру в трансформацию мира, в его движение ввысь. Отец Глеб будто всегда жил внутри преображающегося мира и в глубине своей видел то, о чем мечтал и ради чего «потрудился сивым мерином, неумеренно, как вол».

Епископ Апостольской православной церкви Григорий Михнов-Вайтенко говорил об «опыте духовного оправдания протеста», который, по его мнению, берет свое начало лишь со второй половины XX века, со становления в СССР правозащитного движения. «Однако новейшие времена дают и новый опыт. Начиная со знаменитого панк-молебна идет в России отсчет своей «Теологии освобождения». Получит ли она своё богословское, а главное, общественное признание и осмысление?» — задается вопросом священнослужитель.

Правозащитник и диссидент Елена Санникова вспоминала советское время, когда «негативное отношение к церкви прививалось детям с пеленок, а церковная проповедь была запрещена законом. Приход к церковной вере нередко становился результатом поиска в процессе преодоления человеком официальной атеистической идеологии, навязанной в школе, вузе, обществе. Советская идеология не терпела самостоятельной мысли, агрессивно предписывая мыслить только в определенных рамках. Она не допускала сомнений относительно своих догм, а иная точка зрения воспринималась как вражеская. В противоположность этому в среде инакомыслящих формировалась культура деликатной полемики, уважения к чужой точке зрения. Инакомыслящих правильнее было бы называть просто мыслящими людьми, среди которых были верующие и атеисты, коммунисты и антикоммунисты и т. д. Но люди совершенно разных убеждений в этой среде могли быть объединены одним общим делом. Коллегой отца Глеба Якунина по церковному диссидентству, если можно так выразиться, был священник Сергий Желудков. Свой реферат «Христианство для всех» он посвятил Крониду Любарскому, убежденному атеисту, который находился в то время под стражей в мордовском политическом лагере. Между ними завязалась полемическая переписка, которая являла собой образец тактичного отношения к взглядам оппонента, глубокого уважения к чужой точке зрения. В эту полемику постепенно оказалось вовлечено большое число людей. Письма Любарского читались вслух на московских кухнях при большом скоплении людей. Письма Сергия Желудкова увлеченно читались политзэками в лагере. К переписке присоединился и священник Александр Мень. Вопросы, в ней поднятые, заставили многих людей задуматься о чем-то очень важном. Кому-то это помогло прийти к вере, а кто-то, возможно, утвердился в атеистическом понимании мира. Выше всех этих разногласий, по мнению священника, воля к добру и нравственный императив человека. На примере отца Глеба Якунина мы видим, как священник может долгие годы работать бок о бок с неверующими людьми, с атеистами, как может объединяться с ними в деле защиты прав человека, заступничества за гонимых».

Якунинские чтения – 2017. Программа

Ярослав Чистов, виолончель. И. С. Бах, Прелюдия и фуга из сюиты № 5 для виолончели соло до минор

Вступительное слово. Лев Пономарев, Елена Волкова

Протоиерей Георгий Эдельштейн «Мифологизация истории РПЦ МП в прошлом и настоящем»

Священник Яков Кротов «Реституция совести»

Ирина Карацуба, историк, «О. Георгий Чистяков об отце Глебе Якунине»

Мария Баранова, флейта. И. С. Бах, Соната ля минор

Елизавета Натапова, скрипка. И. С. Бах, Соната 2 для скрипки соло ля минор,4-я часть аллегро ля минор

Елена Волкова «Био-богословие оптимизма, или Почему Пушно-меховой?»

Лев Пономарев, Юрий Самодуров «Церковные вызовы гражданскому обществу»

Епископ Григорий Михнов-Вайтенко «Духовная природа политического протеста»

Михаил Обрубов, гитара. «Ангел», «Без спроса» (авторские песни)

Елена Санникова «Христианство и атеизм: нужен ли диалог?»

Владимир Альтшулер, гитара. Песни А. Галича

Стихи о. Глеба читает Владимир Мезенцев

Дискуссия, воспоминания

Буклет к Якунинским чтениям — 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: Елизавета Аксенова, Елена Санникова

МХГ в социальных сетях

  •  
Прекратить дело "Нового величия"!
Остановим пытки в российских тюрьмах! #БезПыток
Отпустите их к мамам. Аня Павликова и Маша Дубовик не должны сидеть в СИЗО
Помогите спасти Олега Сенцова и других политзаключенных! Help to save Oleg Sentsov!
Освободим правозащитника Оюба Титиева #SaveOyub #SaveMemorial
О создании Комитета действий, посвященных памяти Бориса Немцова
Требуем немедленной отставки директора ФСБ России А.В. Бортникова

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2018, 16+. Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.