Поддержать деятельность МХГ                                                           
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

МХГ разработала комплексный проект поправок в закон о собраниях

Москва, 19 января 2020. Фото: Reuters / Tatyana Makeyeva

Московская Хельсинкская группа в рамках реализации своей деятельности по совершенствованию российского законодательства в целях приведения его в соответствие с общепризнанными международными стандартами прав человека подготовила пакет поправок в ряд законодательных актов Российской Федерации, призванный усовершенствовать условия и гарантии реализации свободы собраний.

В последние несколько лет проблема реализации свободы собраний сильно обострилась, обнажив также и серьёзные недостатки существующего нормативного регулирования свободы собраний. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова отметила это в своём докладе за 2019 год, указывая на забюрократизированность, ригидность процедуры согласования и чрезмерные возможности для злоупотреблений со стороны органов исполнительной власти. В докладе также содержались рекомендации по улучшению ситуации с согласованием публичных акций. Вместе с тем, в сентябре 2019-го в целях улучшения законодательства в области свободы собраний при Аппарате Уполномоченного была сформирована профильная рабочая группа. Московская Хельсинкская группа, будучи одной из центровых организаций, следящих за исполнением Россией взятых на себя международных обязательств по защите прав человека, посчитала необходимым представить своё видение системы реализации свободы собраний, оформленное в виде конкретных поправок в действующее законодательство.

Настоящий пакет насчитывает 50 различных поправок в Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ. Мы полагаем, что данный проект поправок в своей совокупности позволяет предельно привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами и обеспечить исполнение Россией своих международных обязательств в области защиты и обеспечения свободы собраний. Вместе с тем, необходимо отметить, что абсолютное большинство поправок являются автономными друг от друга, что позволяет их рассматривать по отдельности, оценивания достоинства и недостатки каждой отдельной поправки.

В российское законодательство инкорпорируются позиции национальных судебных органов (Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в части, не противоречащей международным обязательствам), позиции международных договорных органов по делам, касающихся России (Европейский Суд по правам человека, Комитет министров Совета Европы, Комитет по правам человека ООН), рекомендации международных договорных органов и организаций (Венецианская комиссия Совета Европы, БДИПЧ ОБСЕ, Верховный комиссариат по правам человека ООН), а также ряд зарубежных практик, зарекомендовавших себя в качестве успешных (например, согласительная процедура из закона о собраниях Республики Армения).

Настоящий пакет поправок затрагивает почти все аспекты свободы собраний, начиная с общих принципов реализации свободы собраний, понятий и определений, прав и обязанностей организаторов собраний, участников, органов исполнительной власти и правоохранительных органов и заканчивая процедурой уведомления, согласования собраний, порядком их приостановки и прекращения, принципами обеспечения безопасности и применения силы.

Полный пакет поправок был направлен для ознакомления в Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации (СПЧ), а также Уполномоченным по правам человека в РФ, в Москве и в Санкт-Петербурге.

Краткий перечень поправок представлен ниже, с подробным же документом можно ознакомиться здесь.

Краткое описание перечня поправок

В Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ:

  1. Вводится новое наименования закона, соответствующее его смыслу, цели и использующее понятие «свобода собраний».
  2. Вводится понятие «свобода собраний» и устанавливается взаимосвязь с международными стандартами свободы собраний.
  3. Предлагается заменить понятие «публичное мероприятие» на «публичное собрание».
  4. Вводится понятие «одиночное пикетирование» и его определения.
  5. Изменяется и расширяется перечень используемых в законе понятий и определений: вводятся понятия «контрсобрание», «одновременное собрание», «стихийное собрание».
  6. Пересматриваются основные руководящие принципы обеспечения и реализации свободы собраний в соответствии с международными стандартами.
  7. Пересматривается перечень ограничений для организатора публичного мероприятия в соответствие с международными стандартами: организаторами публичного мероприятия могут становиться неграждане, лица от 14 до 18 лет, лица до 14 лет с наличием разрешения законного представителя, лица, имеющие судимость по ряду преступлений, а также ранее привлечённые к административной ответственности по митинговым статьям.
  8. Расширяется перечень гарантий прав, который бы позволял организаторам публичного мероприятия не только проводить мероприятие без вмешательств со стороны, но также контролировать действия органов исполнительной власти (в частности, возможность самим определять допустимые виды визуализации, получать информацию от исполнительных органов о мерах по обеспечению проведения мирных собраний.
  9. Уточняется, что прекращение мирных собраний допустимо не только в случае совершения его участниками противоправных действий, но исключительно в случае утери ими статуса мирных.
  10. Вводится уточнение, устанавливающее, что неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных законом, не может являться безусловным основанием для привлечения к ответственности.
  11. Исключается норма, запрещающая проводить собрание без предварительного уведомления, либо в отсутствии согласования со стороны органа исполнительной власти как противоречащая международным стандартам.
  12. Исключается норма о гражданско-правовую ответственности организатора публичного мероприятия за вред, причиненный участниками публичного мероприятия как противоречащая Конституции РФ и международным стандартам.
  13. Уточняется положение о статусе участников собраний: запрещается принуждение к и воспрепятствование участию в собрании, гарантируется безопасность определённых профессиональных групп, осуществляющих свои обязанности во время проведения собрания, например, журналистов и наблюдателей.
  14. Дополняется перечень прав участников, который более широко отражает спектр возможных действий и гарантий: дополнительные гарантии доступа к информации о деятельности исполнительной власти по обеспечению свободы собраний, к средствам массовой информации и др.
  15. Дополняется перечень обязанностей участников, который бы гарантировал права других участников публичных мероприятий, лиц, не участвующих в мероприятии, и вместе с тем обеспечивал беспрепятственное проведение публичного мероприятия.
  16. Уточняется, что участники публичных мероприятий не вправе скрывать свое лицо за исключением случаев, когда ношение подобных предметов сопряжено с объективной необходимостью по медицинским показаниям, либо объясняется погодными условиями или для артистичных и выразительных целей.
  17. Закрепляется статус «наблюдателя» на публичном мероприятии.
  18. Пересматривается система уведомления о проведении публичного мероприятия:
    1. Прописывается цель и смысл процедуры уведомления. Уточняется, что процедура согласования не является процедурой получения «разрешения» или контролем за идейным содержанием мероприятия.
    2. Допускается уведомление о проведении публичного мероприятия путём устного заявления по телефону или письменного заявления, переданного лично, через законного представителя, распорядителя собрания, по почте или через онлайн приёмную органа в сети «Интернет».
    3. Изменяются сроки направления уведомления.
    4. Допускается проведение без уведомления стихийных собраний и собраний численностью до 100 человек.
  19. Пересматривается положение о пикетировании, осуществляемом одним участником:
    1. Вводится термин «одиночное пикетирование».
    2. Исключается возможность признания совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним участником, одним публичным мероприятием.
    3. Минимальное расстояние между пикетирующими устанавливается в 10 метров в соответствии с удачной практикой Московской области, Новгородской области и Чувашской Республики.
  20. Устанавливается, что процедура подачи уведомления о проведении публичного мероприятия должна быть прозрачной, предельно простой и понятной для любого человека, желающего реализовать свободу собраний.
  21. Положение об обязательной личной подписи уведомления о проведении публичного мероприятия его организатором исключается в связи с модернизацией системы подачи уведомления. Тем самым открывается возможность для введения устного режима приёма уведомления и подачи уведомлений через сеть «Интернет».
  22. Вводится специальная согласительная процедура в виде слушаний с привлечением всех заинтересованных сторон и публичным обсуждением претензий и предложений на добровольной основе, призванная обеспечить максимально всестороннее обсуждение сомнений органа исполнительной власти и представить их на оценку общественности.
  23. Исключаются положение о специально отведённых для собраний местах. Режим обеспечения свободы собраний должен быть общий и недискриминационный, основанный на принципе презумпции в пользу проведения собрания и процедуре уведомления, а не разрешения собраний, поэтому доступ должен быть на общих основаниях ко всем общественным пространствам.
  24. Исключается положение о запрещённых местах для проведения собраний.
  25. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Александровского сада и Красной площади больше не определяются Президентом РФ. Порядок проведения мероприятий на территории Кремля определяется Президентом, но с учётом с учётом гарантий свободы собраний, закреплённых в настоящем Федеральном законе.
  26. Разрешается проведение публичных мероприятий в «ночное время» между 10 часами вечера и 7 часами утра с учётом максимально допустимого уровня шума в эти часы, установленного законодательством субъекта Российской Федерации.
  27. Определяется, что предварительную агитацию могут проводить неграждане, а также, что начало предварительной агитации допускается и без наличия согласия между организатором публичного мероприятия и органом исполнительной власти.
  28. Расширяется и уточняется перечень обязанностей органа исполнительной власти:
    1. Предложение об изменении места и (или) времени собрания должно основываться на соображении о том, что место или порядок предусмотренного публичного мероприятия могут непосредственно привести к непропорциональному ограничению конституционных прав других лиц.
    2. Обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия направляется в максимально короткие сроки и до даты проведения публичного мероприятия.
    3. В случае несогласия организатора с предложение организуется проведение согласительной процедуры.
    4. Меры ограничения собрания не могут искажать цели собрания или существенным образом уменьшать его потенциальное воздействие.
    5. Альтернативное место должно быть равноценным и расположенным максимально близко к оригинальному месту.
  29. Исключается положение, позволяющее субъектам Российской Федерации устанавливать свои запретные территории для проведения публичных мероприятий.
  30. Устанавливается обязанность органа исполнительной власти:
    1. регулярно анализировать нормативно-правовую базу своей работы в области обеспечения гарантий реализации свободы собраний (нормативно-правовые акты Российской Федерации, практику и рекомендации международных договорных органов и профильных организаций) и, в случае необходимости, вносить предложения по её усовершенствованию;
    2. составлять и публиковать ежемесячные и ежегодные отчёты о своей деятельности в области обеспечения гарантий реализации свободы собраний, включая соответствующую статистику касательно количества полученных уведомлений о проведении собраний, результаты согласительных процедур, количество проведённых, ограниченных и запрещённых собраний, а также прекращённых собраний или собраний, где осуществлялось вмешательство со стороны органов исполнительной власти;
  31. Дополняется перечень обязанностей уполномоченного представителя органа исполнительной власти на публичном мероприятии в целях соответствия международным гарантиям защиты свободы собраний и соблюдения государством позитивных обязательств в сфере свободы собраний, в частности:
    1. наблюдать за корректностью и пропорциональностью действий сотрудников органов правопорядка и фиксировать нарушения прав участников публичного мероприятия;
    2. иметь специальный индивидуальный знак, по которому возможно идентифицировать и установить личность уполномоченного представителя;
    3. и др.
  32. Дополняется перечень обязанностей уполномоченного представителя органа внутренних дел на публичном мероприятии в целях соответствия международным гарантиям защиты свободы собраний и соблюдения государством позитивных обязательств в сфере свободы собраний, в частности:
    1. предоставлять информацию о предпринимаемых органами внутренних дел мерах по обеспечению проведения мирных собраний;
    2. наблюдать за корректностью и пропорциональностью действий сотрудников органов внутренних дел и фиксировать нарушения прав участников публичного мероприятия;
    3. принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по прекращению правонарушений и действий лиц, препятствующих достижению целей мирного собрания;
    4. обеспечивать неприменение силы к мирным участникам публичного мероприятия, которые не представляют общественной опасности;
    5. иметь специальный индивидуальный знак, по которому возможно идентифицировать и установить личность уполномоченного представителя.
  33. В положение о прекращении публичного мероприятия предусматривается гарантия от непропорционального ограничения свободы собраний, предполагающая прекращение мероприятия только в случае, если предотвратить непропорциональное ограничение конституционных прав других лиц и/или общественных интересов иным способом невозможно.
  34. Устанавливается, что прекращение публичного мероприятия является исключительной мерой и возможно только в исключительных случаях, когда ситуация становится неподконтрольной и опасной, а никакие другие методы контроля (задержание отдельных наиболее агрессивных участников) не действуют. Вместе с тем, уточняется, что проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия или в отсутствие согласия между организатором и органом исполнительной власти по результату процедуры согласования не является безусловным и достаточным основанием для его прекращения.
  35. Положение о порядке прекращения публичного мероприятия дополняется принципами применения силы при прекращении мероприятия, а также обязанностью составлять и публиковать подробные протоколы указанием причин применения таких действий, перечнем и описанием этих действий, информации о задержанных и пострадавших. Неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего требования влечет признание прекращения собрания с применением силы незаконным.
  36. Положение об обеспечении условий для проведения публичного мероприятия дополняется. В частности, обеспечивается регулярное обучение представителей органов правопорядка и других органов, вовлечённых в процесс реализации свободы собраний в области свободы собраний, а также устанавливается чёткий перечень запрещённых действий для органов исполнительной власти.
  37. Пересматривается положение об обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия, в соответствии с позициями высших судов:
    1. Определяется перечень обстоятельств для обжалования и субъекты объекты обжалования.
    2. Определяются особенности рассмотрения жалоб в судебном порядке, в частности, устанавливаются сокращённые сроки принятия и рассмотрения жалоб (до даты проведения мероприятия), а также сокращённые сроки подготовки мотивированнного решения суда, направления копии решения суда.
    3. Устанавливается, что решение суда, которым признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа публичной власти, исполняется незамедлительно, а сам суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленные дату и время.

В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации:

  1. Включается в текст статьи 20.2 КоАП примечание о возможности назначения наказания ниже установленных пределов согласно Постановлению КС.
  2. Исключается из всех частей статьи 20.2 КоАП наказание в виде административного ареста.
  3. Включается примечание в ч. 2 статьи 20.2 КоАП, уточняющее, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия не является безусловным и достаточным основанием для привлечения к административной ответственности.
  4. Исключается в полном объёме ч. 8 ст. 20.2 КоАП о повторном нарушении порядка проведения публичного мероприятия.
  5. Исключается в полном объёме ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП о вовлечении несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собраниях.
  6. Заменить в ч.ч. 1.1, 6.1, 7 ст. 20.2 КоАП «несанкционированное» собрание на «несогласованное» ввиду отсутствия разрешительного режима проведения собраний.
  7. Исключается в полном объёме ст. 20.2.2 об организации массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.
  8. Исключается в полном объёме ст. 20.2.3 о невыполнении обязанностей по информированию граждан, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии организатором публичного мероприятия решения об отказе от проведения публичного мероприятия либо подача уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения.
  9. Дополнить ст. 25.5 положение о гарантиях беспрепятственного допуска защитника к задержанному и недопустимости доказательств и иных материалов, полученные в условиях нарушенного права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, на доступ к юридической помощи защитника.
  10. Сокращается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях и предлагается вернуть его к стандартному сроку – 3 месяца.

В Уголовный кодекс Российской Федерации:

  1. Исключить в полном объёме ст. 212.1 УК РФ о неоднократном нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
  2. Исключить в полном объёме ч. 4 ст. 212 УК РФ о прохождении лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них.

В Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации:

  1. Предлагается рассмотреть возможность вывода производства по административным делам о защите свободы собраний в отдельную главу наподобие главы 24 КАС о производстве по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с учётом всех предложений, описанных в части поправок к 54-ФЗ, основанных на позициях Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

Леонид Никитинский

МХГ в социальных сетях

  •  
Требуем освобождения Софии Сапега
В защиту беларусов в России
Требуем прекратить давление на музыкантов! Noize, Вася Обломов, Ногу свело, Кортнев и др.
Предотвратить полномасштабную войну с Украиной!
Обратитесь к российским властям с призывом обеспечить безопасность Елены Милашиной и расследовать угрозы против неё
Против исключения правозащитницы Марины Литвинович из ОНК
Россияне имеют законное право на мирные акции протеста. НЕТ! насилию и судебному произволу

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2021, 16+.