

































































































































































Откажется ли наша страна от права окончательно? Открытое обращение Льва Пономарева к Председателю Верховного Суда России Вячеславу Лебедеву
Уважаемый Вячеслав Михайлович, Ваше выступление 19 февраля на Всероссийском совещании председателей судов вызвало сенсацию. Как известно, адвокаты и правозащитники давно ставили вопрос о совершенно чудовищной практике штамповки судами решений об избрании меры пресечений в виде содержания под стражей, или проще говоря, о досудебных арестах. Именно эта практика привела к трагической гибели Сергея Магнитского, Веры Трифоновой и многих других, умерших в следственных изоляторах. И Вы, со всем Вашим авторитетом говорите о том, что это можно было бы предотвратить, если бы все судьи следовали норме уголовно-процессуального закона:
"Доводы, положенные в основу решения об аресте фигурантов уголовных дел, должны быть подтверждены, а не просто упомянуты в соответствующих постановлениях судов <…..> Вы, пожалуйста, опишите, почему может повлиять, скрыться или продолжить заниматься противоправной деятельностью, чем это подтверждается".
Вы настаивали, что суд должен не просто перечислять основания, имеющиеся в законе, для избрания ареста, а приводить в постановлении доводы, которые были проанализированы и подтверждены.
Как Вы знаете, московские суды, в том числе и Московский городской суд, сегодня потоком принимают решения о продлении содержания под стражей обвиняемым по так называемому «Болотному делу». Ни болезнь, ни семейное положение в расчёт не принимаются. Два исключения из 20 случаев лишь подтверждают печальное правило. Но, возможно, до Вашего выступления судьи просто не понимали, как им трактовать кодексы и Постановления Пленума Верховного Суда.
После Вашего подробного разъяснения для судей, казалось бы, кривотолков быть не может. Однако 21 февраля Басманный суд Москвы определил полуторамесячный арест менеджеру Александру Марголину – с очевидной смехотворностью его обоснования: не явился с повинной, жил в принадлежащей ему квартире не по месту регистрации и имел в социальных сетях «френдов»-иностранцев.
За две недели до этого был взят под стражу Илья Гущин.
За то, что он якобы не отвечал на звонки по мобильному, получил домашний арест Сергей Удальцов.
Аресты продолжаются и продолжаются. Ведомство господина Бастрыкина всё активнее готовит политический суперпроцесс о подготовке политического переворота. Содержание обвиняемых в СИЗО, очевидно, нужно для давления на них. Ту же цель преследует длительное, совершенно необоснованное содержание Леонида Развозжаева в иркутском СИЗО № 1, который окружен зловещей славой «пресс-зоны».
Я убежден, что нынешняя деятельность Следственного Комитета семимильными шагами возвращает нашу страну к стандартам сталинской юстиции.
Ваше выступление, Вячеслав Михайлович, перед главами российских судов показало, что Вы отстаиваете гуманистические принципы в правосудии. Если бы Ваши публично заявленные требования к судьям выполнялись, правосудие было бы сложнее использовать в качестве машины репрессий.
Закон пока еще предоставляет нашим судам право определять, соответствуют ли стремления следователей процессуальному закону.
Поэтому я призываю Вас добиться от судей неукоснительного соблюдения процессуальных требований, в первую очередь, через обобщение Верховным судом практики решений об избрании и продлении мер пресечения. Только это может прекратить практику наших судов, которые уже превратились в придаток карательной системы, насаждение тоталитарных методов.
Как показывает практика, существующих постановлений Пленума Верховного Суда по критериям обоснованности вынесения приговоров и решений о лишении свободы недостаточно, чтобы обеспечить эффективность и справедливость работы судов. Очевидно, необходимы новые – более конкретизированные - постановления Пленума Верховного Суда.
Вячеслав Михайлович, от Вас зависит очень многое, возможно, от Вашей принципиальности зависит, сможет ли Россия избежать нового цикла: государственный террор – кровавый бунт.
Лев Пономарев, исполнительный директор ООД "За права человека", член Московской Хельсинкской группы
Поддержать МХГ
На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.
45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.
Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.
Архив
- апреля 2021 (18)
- марта 2021 (21)
- февраля 2021 (14)
- января 2021 (23)
- декабря 2020 (32)
- ноября 2020 (20)
- октября 2020 (18)
- сентября 2020 (20)
- августа 2020 (12)
- июля 2020 (23)
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »
МХГ в социальных сетях




Статьи, мнения и комментарии
Екатерина Шульман
Альберт Сперанский
Зоя Светова
Леонид Гозман
Лев Пономарёв
Илья Шаблинский
Борис Альтшулер
Светлана Астраханцева
Виктор Шмыров
Натан Щаранский
Илья Шаблинский
Григорий Явлинский
Лев Пономарёв
Ольга Романова
Александр Пиховкин