Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Правозащитники обратились к омбудсмену и главе СПЧ по проблеме ОНК

 

Ведущие правозащитники призвали реформировать процедуру формирования общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

 

Уполномоченному по правам человека в РФ Москальковой Т. Н.

Председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Федотову М. А.

11.04.2018

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Уважаемые Татьяна Николаевна и Михаил Александрович!

Мы вынуждены обратиться к Вам в связи с тем, что одно из немногих совместных достижений государства и гражданского общества в этом веке – под угрозой имитации и превращения в свою противоположность. Речь идет о профанации общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, который был узаконен 10 лет назад российским парламентом.

За это время возникло около 80 общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Более тысячи их членов работают практически во всех регионах нашей страны. Многие работают с полной отдачей и, конечно, безвозмездно. Содействуя защите прав и законных интересов заключенных, предотвращая жестокое обращение с ними, пытки и унижение их человеческого достоинства. Без этого невозможно улучшить работу полиции и ФСИН России, возвратить доверие к ним общества. И для этого нужны не только усилия самих ведомств, но и поддержка граждан – иначе никаких позитивных результатов не добиться.

Однако в последние два-три года началось систематическое выхолащивание основной задачи общественного контроля, который должны осуществлять члены ОНК в целях защиты прав и человеческого достоинства узников, гуманизации условий их содержания. Особенно наглядно это проявляется в процессе формирования ОНК. По закону эта процедура относится исключительно к компетенции Общественной палаты РФ, которая и в предыдущем, и в нынешнем составе практически не наделяет мандатами членов ОНК правозащитников и других активных граждан.  Кандидатуры положительно зарекомендовавших себя членов ОНК, имеющие законные основания продолжить работу в той же комиссии или выдвинуться в ОНК иного субъекта Федерации, путем аппаратного отсева и безмотивного «забаллотирования» советом Общественной палаты регулярно «не набирают достаточного количества голосов».  

В результате снизился объем и качество работы ОНК, им все чаще приходится сталкиваться с невниманием органов власти к их рекомендациям. Все это происходит несмотря на гневные заявления опытных членов ОНК (последнее опубликовано только что в виде обращения к Президенту РФ), возмущение общественных деятелей и СМИ.

Ввиду столь разрушительной для ОНК практики их формирования, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека год назад (после декабрьской встречи с Президентом и его поручения) предложил отменить монополию Палаты в этом вопросе. Тем более, что в ответ на разработанную с вашим личным участием и внесенную Президентом РФ поправку о дополнительном наборе в ОНК Общественная палата, как и прежде, не выдала мандаты членов ОНК опытным и активным правозащитникам, рекомендованным в том числе и вами.

Поэтому принципиальным обновлением в формировании ОНК считаем создание Общественной комиссии из экспертов, на паритетных началах, включаемых в ее состав Уполномоченным, президентским Советом по правам человека и Общественной палатой. Это усилит роль в формировании ОНК Уполномоченного по правам человека в РФ, который, как и президентский Совет по правам человека, обладает экспертным ресурсом для объективного и компетентного формирования составов ОНК, методического обеспечения их работы – в гораздо большей степени, чем Общественная палата РФ.

(Отметим, что данное предложение не обсуждалось по существу ни в Государственной Думе РФ, ни в Администрации Президента РФ.).

Не остается ничего другого, как обратиться к вам с просьбой, поставить перед главой государства вопрос о необходимости незамедлительно инициировать процесс законодательного совершенствования этого института общественного контроля, в первую очередь, рассмотрением поправок в лежащий более трех лет в Думе на стадии подготовки ко второму чтению правительственный законопроект, относящийся к деятельности ОНК.

Уверены, что это требуется и потому, что не прекращаются нарушения законности и прав заключенных, в т. ч. с применением насилия, опасного для их жизни и здоровья. Именно поэтому нашей стране особенно необходим Национальный превентивный механизм (НПМ), существующий почти во всех государствах-членах Совета Европы. Он создается на основе Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, к которому Россия пока не присоединилась. У нас такая структура могла бы действовать на федеральном уровне под руководством Уполномоченного по правам человека в РФ, обладающего полномочиями рассматривать обращения и жалобы заявителей и имеющего возможности для связи с ОНК в регионах.

Только с вашей помощью можно привлечь личное внимание Президента РФ к тому, что необходим серьезный прорыв в сфере гражданского контроля за соблюдением прав человека в самых трудных для их обеспечения и защиты учреждениях. Явно и недвусмысленно выраженная воля главы государства способна помочь решению таких проблем, упорно не замечаемой ни депутатами, ни в Администрации Президента.

Итак, в данной области необходимы, по нашему мнению, такие меры, как:

— незамедлительное рассмотрение Государственной Думой РФ законопроекта об изменении порядка формирования общественных наблюдательных комиссий с целью отмены монополии Общественной палаты РФ в этой сфере;

— согласование с компетентными органами власти на основе поручения Президента РФ вопроса о необходимости ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток для создания в России Национального превентивного механизма с законодательным наделением полномочиями его структурных элементов;

— обсуждение и принятие решений, которые предоставили бы возможность участия в посещении мест принудительного содержания членам президентского Совета по правам человека и сотрудникам рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ.

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской Группы, член Совета при президенте РФ по правам человека

Андрей Бабушкин, председатель Комитета за гражданские права, член Совета при президенте РФ по правам человека

Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской Группы, член ОНК Московской области

Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие»

Валентин Гефтер, директор Института прав человека

Игорь Каляпин, руководитель Комитета против пыток, член Совета при президенте РФ по правам человека

Елена Масюк, член Совета при президенте РФ по правам человека, журналист

Олег Орлов, член Совета Правозащитного Центра «Мемориал»

Лев Пономарев, исполнительный директор Движения «За права человека», член Московской Хельсинкской Группы

Александр Черкасов, председатель Совета Правозащитного Центра «Мемориал»

Илья Шаблинский, член Совета при президенте РФ по правам человека

МХГ в социальных сетях

  •  
О создании Комитета действий, посвященных памяти Бориса Немцова
Требуем немедленной отставки директора ФСБ России А.В. Бортникова
Конгресс интеллигенции требует прекратить травлю инакомыслящих на телевидении и закрыть пропагандистские телепередачи
Остановите выдворение журналиста Али Феруза, спасите его от тюрьмы и пыток
В поддержку Алексея Малобродского и "Гоголь-центра"
Остановить политический террор в России! Открытое обращение в СПЧ
В поддержку академика РАН Юрия Пивоварова

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2018, 16+. Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.