

































































































































































В Прикамье проведен опрос по поводу соблюдения прав человека в школах
В пермских школах в 2014 году впервые за 10 лет проведен мониторинг соблюдения прав человека в школах, сообщает ИА «REGNUM». 90% учащихся и 88% педагогов указали, что в школах созданы возможности для получения информации о правах человека (10 лет назад так отвечали 83% учащихся и 71% педагогов). Об этом в своем блоге сообщила министр образования Пермского края Раиса Кассина. Источником знаний о правах человека назвали уроки права и обществознания 94,2% опрошенных, интернет — 80,4%, СМИ — 65,3%, учебную литературу — 59,1%.
Результаты показывают, что теряет остроту проблема физической доступности образования, но существуют барьеры для посещения учениками отдельных занятий: «недопуск» к занятиям, отсутствие преподавания некоторых предметов.
Выявлено, что за последние 10 лет образовательные организации стали более безопасными, но родители обращают внимание на отсутствие медработников в школах значительную часть рабочего дня. Отмечается улучшение материально-технических условий организации образования, возникающие проблемы решаются в текущем режиме.
По словам Раисы Кассиной, одним из важных аспектов мониторинга стало изучение ситуации, связанной с обеспечением свободы от унижения человеческого достоинства в стенах образовательной организации. При этом случаи физического насилия в отношении детей отмечены респондентами как единичные, наблюдается тенденция к их снижению: «Отмечается некоторое улучшение ситуации и в сфере защищенности детей от психологического насилия. Более 70% учащихся и более 80% педагогов определили принципы отношений как «уважение и сотрудничество», и только 6% учащихся и 4 % педагогов считают, что они основаны на подчинении и принуждении».
Реализация права на участие в управлении образовательной организацией оценивается положительно, так 77% участников исследования считают, что управляющие советы принимают важные решения.
Мониторинг выявил и ряд проблем в сфере соблюдения прав человека в школе. Оказалось, большая часть нарушений вызвана недостатком знаний работников образования о правах человека, умений и навыков, которые позволяют решать задачи образования и воспитания, не нарушая прав ребенка. К примеру, был зафиксирован факт публичного представления списка детей малоимущих и многодетных родителей, что является нарушением неприкосновенности частной жизни.
Что касается прав работников образования, то потенциал обращений респондентов в возможной конфликтной ситуации в комиссию по трудовым спорам составил 48%, в органы управления образованием — 29%, в правоохранительные органы и суд — 24%, в общественные организации — 28%, к правозащитникам — 14%, каждый десятый педагог в подобной ситуации обратится за помощью к коллегам, проигнорируют нарушение 4% учителей.
Вывод, который сделали исследователи, следующий: «Можно утверждать, что государственная образовательная политика является главным системным фактором, порождающим нарушение прав педагогов… Можно говорить о несоразмерности низкой заработной платы учителей и сложного труда. Государство нарушает не только право учителя на справедливую оплату труда, но и право учащихся на качественное образование. Ситуация усугубляется довольно частым предъявлением к педагогам требований выполнения работ, не входящих в их должностные обязанности. В результате школа остается без педагогов, способных обеспечить высокое качество образования и воспитания. Оставшиеся, в борьбе за выживание, взваливают на себя чрезмерные нагрузки, не позволяющие обеспечить качественное образование. Все это влечет за собой нарушения личных прав участников образовательного процесса».
Треть респондентов — педагогов еженедельно находятся в школе более 36 часов, что выше законодательно установленного максимального значения, при этом на подготовку к занятиям тратят в среднем около 12 часов в неделю дома, а размер зарплаты в опрошенной группе составляет 19-20 тыс. рублей, то есть ниже уровня, установленного распоряжениями президента и «дорожной картой». При этом каждый десятый респондент отметил задержку заработной платы. Работа в условиях, не обеспечивающих безопасность или угрожающих здоровью, отмечена в 3-8% случаев, неправомочные дисциплинарные взыскания — в 6-7% случаев. Исследователи обратили внимание на то, что ряд прав учителя существуют номинально, например, право на повышение квалификации.
Добавим, что мониторинг проводили сотрудники Центра гражданского образования и прав человека под руководством Андрея Суслова в 14 общеобразовательных организациях Пермского края. Цель исследования — определить уровень знаний прав человека учащимися и педагогами, выяснить причины и характер наиболее распространенных случаев нарушения прав человека в школе для дальнейшего изменения ситуации. Итоговый отчет размещен на сайте Центра гражданского образования и прав человека.
Как сообщили в Центре гражданского образования, методология мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермского края базируется на наработках Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава). Сбор информации осуществлялся путем анкетирования по месту работы/учебы (опрошено 293 старшеклассников и 106 педагогов). Также проводились экспертные интервью с руководителями образовательных организаций и педагогами. Кроме того, организовывались фокус-группы с родителями. Также велось нестандартизированное наблюдение в образовательных организациях и анализ документов.
Поддержать МХГ
На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.
45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.
Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.
Архив
- апреля 2021 (14)
- марта 2021 (21)
- февраля 2021 (14)
- января 2021 (23)
- декабря 2020 (32)
- ноября 2020 (20)
- октября 2020 (18)
- сентября 2020 (20)
- августа 2020 (12)
- июля 2020 (23)
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »
МХГ в социальных сетях



Статьи, мнения и комментарии
Илья Шаблинский
Лев Пономарёв
Ольга Романова
Павел Чиков
Зоя Светова
Владимир Лукин
Вера Васильева
Каринна Москаленко
Генри Резник
Илья Шаблинский
Анна Ставицкая
Елена Милашина
Андрей Макаревич
Леонид Никитинский
Борис Альтшулер