Поддержать деятельность МХГ                                                                  
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

«Независимый суд — вещь хорошая, но обоюдоострая»



О том, в каком виде Россия сможет создать наднациональный орган по защите прав человека взамен ЕСПЧ, рассказывает юрист, лауреат Премии МХГ в области прав человека Михаил Федотов.

Ассоциация юристов России (АЮР) приступила к работе по созданию альтернативного ЕСПЧ суда по защите прав человека. Такую новость накануне сообщил председатель АЮР Сергей Степашин, выступая на заседании президиума и правления этой организации, которое проходило в Минюсте РФ.

«Мы сейчас запустили механизм создания рабочей группы, нас уже поддержали силовые структуры, администрация президента <…>, был доклад о серьезной работе по созданию альтернативного суда по защите прав человека», — рассказал Степашин.

Напомним, что марте этого года РФ перестала быть членом Совета Европы, что привело к автоматическому выходу из ПАСЕ и отказу от сотрудничества с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).

«Росбалт» обсудил идею создания нового судебного органа с многолетним председателем Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, а ныне руководителем Кафедры ЮНЕСКО Высшей школы экономики, профессором Михаилом Федотовым.

— Как бы вы прокомментировали новость о том, что в РФ создается некая «домашняя» альтернатива Европейскому суду по правам человека? В частности, Сергей Степашин заявил, что такой суд может быть создан либо на базе БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), либо на базе стран СНГ, либо государств, входящих в ЕврАзЭС?

— На базе БРИКС и ЕврАзЭС такую организацию создать нельзя, поскольку у этих межгосударственных объединений нет собственной общей конвенциональной базы в области прав человека. Нет конвенции по правам человека ни в БРИКС, ни в ЕАЭС. Например, Бразилия является участницей Американской конвенции о правах человека, но в ней по понятным причинам нет ни России, ни Китая, ни Индии, ни Южной Африки. Все эти страны, конечно, связаны ооновскими Пактами 1966 года о правах человека, но в этих пактах участвуют еще многие десятки других стран. Кроме того, за соблюдением этих пактов наблюдает Совет по правам человека ООН.

Я вижу выход в реанимации Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека: она была принята в 1995 году и вступила в силу в 1998-м. По содержанию она мало чем отличается от Европейской конвенции и от второй главы российской Конституции. Правда, на сегодняшний день действие этой Конвенции СНГ распространяется только на четыре государства: Белоруссию, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Еще три страны — Армения, Молдова и Грузия — эту Конвенцию подписали, но так и не ратифицировали. Можно, конечно, предпринять титанические дипломатические усилия, чтобы приобщить к этому документу и другие страны-члены СНГ.

— Да, это, в общем, стало бы впечатляющим зрелищем, когда правами человека занимаются нынешняя Россия, Белоруссия или тот же Кыргызстан…

— Да, но другого способа достаточно быстро реализовать идею АЮР я не вижу, поскольку только в СНГ предусмотрено создание межгосударственного квазисудебного органа — Комиссии СНГ по правам человека. Есть и Положение об этой Комиссии (КПЧ СНГ): оно было утверждено еще 1993 году. Наконец, есть Конвенция СНГ, которая может стать своего рода актом международного права, на соответствие которому КПЧ СНГ будет проверять действия правительств соответствующих стран.

Осталась совсем малость — сформировать Комиссию СНГ по правам человека. Но вот беда — за три десятилетия с момента утверждения Положения о КПЧ СНГ она так и не была сформирована.

— Вы верите, что это случится?

— Честно говоря, я не очень верю в то, что даже те страны, которые ратифицировали эту Конвенцию, захотят реального создания такого органа.

— Ну, создать-то они могут, другое дело как он будет функционировать?

— Я полагаю, что такой орган, если его все-таки получится сформировать, будет работать с очень большим трудом. Члены такого квазисуда должны быть независимы от своих национальных властей. А властям этих стран подобные судьи нужны? Не уверен.

— Думаю, это основной вопрос.

— Как, например, президент Белоруссии Александр Лукашенко отреагирует на решение КПЧ СНГ, если она вынесет решение о том, что белорусские власти в каком-то конкретном деле нарушили Конвенцию СНГ о правах человека? Тот факт, что КПЧ СНГ за четверть века так и не был создан, видимо, говорит о том, что страны, подписавшие эту конвенцию, не торопятся ее ратифицировать, а ратифицировавшие — не жаждут создавать квазисудебный орган по контролю за ее соблюдением.

— Но вот сейчас, вроде как, взялись за дело, но я обратил внимание, что Сергей Степашин, говоря о создании российского аналога ЕСПЧ, первым делом отметил, что идею поддержали силовики. Видимо, для него это главное?

— Я думаю, что если КПЧ СНГ при рассмотрении жалоб на нарушения прав человека будет руководствоваться исключительно положениями Конвенции, а не «телефонным правом», то это вызовет только раздражение у силовиков. И не только у них. Как только начнется рассмотрение реальных дел, то очень быстро выяснится, что либо такой орган слишком неудобен властям, либо слишком от них зависим. Независимый судебный орган — вещь хорошая, но обоюдоострая.

— Честно говоря, есть сомнения насчет того, что власть так уж мечтает создать независимый судебный орган, да еще и наднациональный…

— Ну, если бы власти четырех стран-участниц Конвенции СНГ сказали: «да, права человека — универсальны и мы должны их соблюдать независимо от государственных границ», то тогда, собственно, какие проблемы с Европейской конвенцией по правам человека? Ее тоже можно было бы соблюдать, как Россия это делала более четверти века.

Беседовал Александр Желенин

Источник: Росбалт *, 03.06.2022

* Внесен в Реестр иностранных СМИ, выполняющих функцию иностранного агента


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

Остановить войну с Украиной!
Сторонники мира против Партии Войны в российском руководстве
Призыв к социальным сетям. Не будьте инструментом цензуры!
Петиция в поддержку Мемориала*

change.org

* внесен в реестр НКО-иноагентов

Потребуйте освободить Александра Габышева из психиатрической клиники! Напишите ему письмо солидарности!
Требуем обеспечить медицинскую помощь заключенным при абстинентном синдроме ("ломках")
Мы требуем отмены законов об "иноагентах"

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.