Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Больное здравоохранение (18.06.2021)



Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы», лауреат премии Московской Хельсинкской группы:

Какие же обещанные удовольствия принесло нашей стране переход в капитализм и поспешные реформы. К сожалению, у руля оказались люди, которые думали не о стране, а только, как урвать для себя побольше. Как пишут в социальных сетях, – «Производство угроблено, медицина развалена, образование отсталое, в спорте позор за позором, космос профукали, со всем миром поссорились, демография падает, уровень жизни, как в Африке». Все так и есть.

И все от того, что перед тем, как начинать реформы у нас не внедрили средства от человеческой жадности, а оно должно было подстраховывать наше благополучие. Не удивительно, что самой востребованной профессией стало в нашей деловой жизни мошенничество. Мошенники ищут жертвы, беспрерывно звонят по телефонам, предлагают мифические способы обогащения с помощью заключения банковских вкладов, различных покупок. Мелкий, средний бизнес нанимает работников без заключения трудовых договоров, поэтому не идут отчисления в пенсионный фонд. Отработаны схемы, по которым работодатели урезают зарплаты работникам. И самый высший пилотаж мошенничества, это административные гнезда, в которых формируется коррупция, договора на поставки продуктов, материалов и услуг с представителями власти. Откаты, взятки. И после всего этого идет наша пресса, которая зависит от подачек власти, они ищут врагов за пределами наших границ, в других государствах.

Наша вакцина Спутник, как бы прославляет нашу страну. Но если заглянуть поглубже, то слаще от этого не стало. Болью на души наших людей легла оптимизация здравоохранения. В начале реформ по здравоохранению в газете «Известия» была напечатана моя статья «Подайте бедному лекарю». Я рассказал в ней, как наших медиков посадили на голодный паек. Суть реформы заключалась в раздачи главврачам (а также директорам школ и другим казенным начальникам) функций коммерческих работодателей, причем с правом начислять себе любую зарплату в рамках фонда труда.

Писатель Олег Попцов тогда в передаче «Момент истины» заметил Гайдару: «Вы ищете средний класс. Но он же уже существует, это учителя, врачи, техническая и творческая интеллигенция». И услышал в ответ: «Это не средний класс, а иждивенцы». А Гайдар ведь был основным конструктором нового общества.

И главные врачи почувствовали себя настоящими монархами. Реформаторы отдали им в руки вместе с материальным капиталом, ещё и души, по характеристике Гайдара, этих самых иждивенцев. Основным инструментом подавления специалистов стала оплата за труд. Оклады теперь у них маленькие, доходят до 20 процентов от общей зарплаты, остальное все от доброты хозяина всевозможные доплаты, премиальные. Главный врач сам решает теперь, кому и сколько подсыпать. И часто премию дают не за мастерство, не за проделанную работу, а за угодливость. Себе, своему окружению по полной, а остальным от меры их покорности.

Недавно председатель Госдумы Володин посетил Саратовскую область, откуда он был избран депутатом. Пообщался с земляками, поговорили о нашем здравоохранение, и узнал чиновник интересные вещи, некоторые главные врачи больниц области сами себе начисляют зарплату, и она в пять раз больше, чем у губернатора. Да ещё у них по человек семь, восемь заместителей, которые тоже получают немалые зарплаты.

В городе Нытва Пермской области в местную больницу пришел новый главный врач, Иван Катаев. Не прошло после этого и года, как из больницы уволилось 55 опытных специалистов. На их место Катаев принял своих друзей и установил для них льготный график работы с хорошей зарплатой. Тех сотрудников, которые осмелились проявлять недовольство состоянием дел в больнице, новый руководитель воспитывал привычным способом, снижал им зарплаты.

Сотрудники больницы стали бороться за свои права. Собрали под коллективным обращением к уполномоченному по правам человека в Пермском крае более 250 подписей, просили защитить коллектив больницы от самоуправства, вновь назначенного главного врача. Тем более во время борьбы с коронавирусом, вместо положенного прибавления к зарплате за работу в «Красной зоне», она наоборот снизилась, более чем на 30 процентов.

В Нытву для разбора ситуации приезжала министр здравоохранения Пермского края Оксана Мелехова. По результатам проверок, было принято решение о расторжение трудового договора с Катаевым.

Как же подбирают такие кадры на должности главных врачей? Ведь Катаев пришел в Нытву после криминальных разборок на прежней работе. Он делал закупки для прежней больницы с большими откатами для себя. Но у нас ценятся те руководители, которые не слишком требуют денег из местного бюджета, а экономят на зарплатах, на больных. Сама власть толкает таких людей на подобную преступную дорогу. Жалобы на главных врачей идут по всей стране.

Вот, например, группа сотрудников больницы из города Неман Калининградской области обратились в районную прокуратуру, администрацию области и областную газету. Медики жаловались на своего главного врача. На эту должность, почему-то выписали специалиста из далекого Красноярска. Очевидно, не нашлось такого гения в родных краях. Новый хозяин, Дмитрий Чепрасов, сразу стал устраиваться по-домашнему. В штате маленькой лечебнице, где не хватает врачей, появились новые должности, специалист по связям с общественностью. Эту должность заняла сестра главного врача, тоже приехавшая из Красноярска. Её муж, не имеющий юридического образования, получил пост юриста. Для полного комплекта потребовался ещё один важный профессионал – администратор. На это место был устроен тоже человек близкий к семье Чепрасова. Практически, всем приезжим, были выделены служебные квартиры. Потом родственникам главного врача разрешили поездку в Красноярск, у них родился внук. Отсутствовали полмесяца, но в табеле рабочего времени им проставили все часы, выплатили зарплату за целый месяц, да ещё выделили хорошие стимулирующие добавки. Между прочим, в самой больнице дела шли не так хорошо, начались задержки выплаты зарплат.

Журналисты обратились за разъяснениями к новоявленному специалисту по связям с общественностью, но ответил им сам главный врач. Он посчитал уголовным преступлением, что ему не сообщили фамилии тех работников, кто обратился в прокуратуру и газету. В прокуратуре заинтересовались только задержкой зарплаты персоналу, другие нарушения, их не интересовали. Круг замкнулся. После выяснилось, что ещё до этого неманскую больницу, по заданию областного министерства, проверял фонд страхования. Результаты проверки были направлены в то же министерство. И опять все тихо.

И при этом произволе расцветают по стране дутые цифры огромных зарплат у медиков, о благополучие в больницах.

Надежда Елисеева 32 года работает врачом в областной детской клинической больницы Екатеринбурга. В феврале этого года ей начислили 36 тыс. руб., а в марте – 34 тысячи. После вычета 13 процентов на руки она получала примерно 30 тысяч. Такие же зарплаты оказались у её коллег. А по отчету главного врача больницы за эти же месяцы, средняя зарплата в этой больнице у врачей 95 тысяч рублей, среднего персонала 52 тысячи. Судя по зарплате, Елисеева работает санитаркой. Хотя в больнице сейчас и санитарок нет, есть только уборщики с расширенными функциональными обязанностями. За такой обман о положение дел стоило бы привлекать руководителей к уголовной ответственности.

Не исключено, что в России некоторые медики все-таки получают хорошие деньги. Просто нужда вынуждает брать им для подработки лишние часы, например полторы ставки, они забросили свои дома, живут на работе. Такая нагрузка сказывается на качестве медицинской помощи. После сверхплановых дежурств эти люди не могут даже сосредоточиться.

Внедрена в поликлиниках информационная программа ЕМИАС. Это программа электронной записи к врачу. В программе ЕМИАС введены жесткие рамки по приему пациентов, время приема всего 15 минут, не обращают внимания на отдельные тяжелые случаи, все болезни под одну гребенку.

Время общения с врачом в женской консультации 180-й Московской больнице тоже округлили до 15 минут. За 6 часов работу нужно было принять 24 человека. Если примешь меньше нормы, то прощай премия, а это половина зарплаты. Приходилось работать до упора, до тех пор, пока за дверью кабинета никого не останется. Каждый день больше нормы. Врачи стали искать выход из ситуации, принимать сразу по несколько человек. Акушерка осматривает на кушетке беременную женщину, а врач беседует с другой. Это нарушение врачебной этики, врачебной тайны. Нашли ещё и другой выход, врачи стали сами выписывать на имя пациентов талоны на вторичный прием. Талоны есть, люди не приходят, а для врача выполнения плана.

Врачу Екатерине Чацкой совесть не позволяла химичить, рабочий день у неё длился 9-10 часов. Плюс ещё работа с документами, приведение всех записей в порядок. Реально получалось 12-13 часов. А дома сын, который учится в начальных классах, как с ним общаться, принимать участие в воспитание? Екатерине пришлось спать по 5 часов, накапливалась усталость.

В один из дней Екатерина пришла с работы в 22 часа домой. Потекли слезы от бессилия. Она поняла, что не может в таких условиях оказывать качественную врачебную помощь. Страдают пациенты. Села за компьютер и описала, какие безобразия творятся в нашем здравоохранении. Отправила этот документ в трудовую инспекцию. Прошло много время, а ответа так и не пришел.

Решила предупредить руководство, что будет заканчивать прием в положенное время, не будет работать сверхурочно. Хотела передать этот крик своей души начальству. Неожиданно нашла в интернете коллег по профессии, которые готовы были её поддержать и обороняться от беззакония сообща. Создала в своей поликлинике ячейку нового профсоюза. Так возникло в Москве ещё одно отделение по-настоящему свободного профсоюза медиков «Действие».

Если отбросить в сторону победные рапорты с красивыми цифрами, то вот какая правда существует сейчас в наших лечебных заведениях, Во многих регионах младший персонал получает порядка 20 000 рублей до вычета налоговых отчислений. Доктора получают чуть больше.

Прошло целых десять лет от начала этих губительных реформ, наконец, оглянулись и увидели, что выросло от этого. Одни сорняки. И Путин сказал недавно: «Пациенты справедливо жалуются на плохие условия, очереди к врачам-специалистам и их нехватку. Медицинские работники, в свою очередь, недовольны уровнем заработной платы и высокой нагрузкой». И при этом он заявил, что в регионы надо возвращать отраслевую систему, тогда у человека будет определенный, постоянный оклад. При этом стимулирующие выплаты и компенсационные доплаты должны остаться. Президент предложил создать единый перечень таких надбавок по всей России, чтобы они «не разнились от региона к региону в разы». Это поможет увеличить доходы медиков. Правда, переход к единому должностному окладу потребует дополнительных средств из федерального бюджета. Зарплату главного врача тоже хотят ограничить.

Сейчас в Госдуме разрабатывается новый проект по оздоровлению здравоохранения, пока только рисуют его на бумаге, соотношения по нему базовой и стимулирующей части зарплаты бюджетников, в том числе медиков, должна быть примерно 70 процентов к 30.

Наверху много говорят, принимают законы, а на местах тут же изобретают способы, как уйти от них. Это болото и называется мошенничеством, наш капитализм. А настоящего контроля нет. Нужен не контроль созданный чиновниками, который часто подкупают, а контроль народный. Хорошо бы новых главных врачей в будущем принимали не пустой служебный кабинет, а собрание коллектива.

Нужно, прежде всего, породниться с рядовыми работниками и делать вместе общее дело. Расписать все голосами и мнениями сотрудников и выложить перед чиновниками согласованную дорогу в будущее. И совместными усилиями не давать свернуть в сторону. Но это будет уже не дикий капитализм.

18.06.2021


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.