Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Вердикты вынесены (5.08.2021)



Зоя Светова, журналист, правозащитник, лауреат премии Московской Хельсинкской группы:

Этот странный день заканчивается и вроде бы уже все слова сказаны, вердикты вынесены, новость о закрытии нескольких сайтов и о том, что десятки людей остались без работы, потеряла свою актуальность, потому что ее заслонили десятки других не менее важных новостей. А я все никак не могу смириться с тем, что кучка людей по сути узурпировала не только политическую власть, но так все устроила в государстве, чтобы исключить возможность к легальному сопротивлению. Вот, например, тебя ни за что ни про что, по надуманным и абсурдным причинам лишают работы, лишают любимого дела, которым ты занимался, а ты не можешь оспорить в суде решение о блокировке твоего издания, которое по сути означает запрет на профессию. Ты не можешь это сделать, потому что суда в России не существует. Ты должен выбирать: уезжать из страны, потому что, если захотят, тебя могут посадить в тюрьму. Или оставаться здесь, но непонятно чем заниматься, потому что тебя лишили возможности делать то, что ты любишь и умеешь. Тебе неоткуда ждать помощи, ведь те, кто еще не «зачищен», помочь тебе не смогут.

Понимаю, что эта кафкианская картинка — ущербна, ведь мы — на свободе и в конце концов свет клином на работе не сошелся, почти всегда можно что-то придумать и найти деньги на пропитание. Но речь и не о пропитании. Речь о сути тех процессов, которые происходят с нами. И о том, как следует их воспринимать. И где черпать надежду. Потому что безусловно во всей этой абсурдной и невероятной истории, которая с нами происходит, есть надежда. И все познается в сравнении. Вот об этом я в сущности и хочу вам рассказать.

Так сошлось, что пару дней назад я получила два письма из Лефортовской тюрьмы. Одно— от Ивана Сафронова. И второе от Карины Цуркан, топ-менеджера компании «Интер РАО», осужденной за шпионаж на 15 лет лишения свободы.

И вот в этих цитатах из писем, которые я здесь привожу — совершенно иной взгляд на ситуацию абсолютного кошмара и абсурда. Напомню, и Иван Сафронов и Карина Цуркан — абсолютно невиновные люди, которые вот ни за что сидят в тюрьме. Иван — год, а Карина — три года. И заметьте, они не унывают, они полны оптимизма и смотрят в будущее с надеждой.

Вот этой надеждой мне и хочется с вами поделиться. Или, как пишет Карина Цуркан, поделиться вот такой «францисканской радостью», которая не из-за чего-то, а вопреки и всегда…

Иван Сафронов: «Спустя год в заточении я понял, что в общем-то счастливый человек — меня поддерживает гигантское количество людей. И это очень поддерживает! По поводу того что я считаю своим главным достижением за год— это то, что я не сделал ничего, что могло бы «потянуть вниз» мою совесть и поколебать убеждения, заложенные прежде всего моими родителями. Моя колонка в «Ведомостях» — она не про плохое /хорошее, а про то, что люди делают, оказавшись в ситуации, подобной моей. Эта мысль была мне важна — надеюсь, что ее удалось донести. По поводу того, как будут развиваться события в дальнейшем — с технической точки зрения, вы и сами знаете, полагаю). В конкретном взятом моем случае — верил и продолжаю верить в то, что исход моей истории будет положительным. Не могу конкретизировать, что именно вкладывается в смысл слова, «положительный итог», поскольку не знаю сам. Но почему-то в глубине, где-то внутри зиждется надежда».

Карина Цуркан: «Три года в Лефортово, очень важные для меня три года. И картинки в голове от них остались светлые: намоленная «келья», крик чайки за окном, голубь, протискивающийся ко мне через решетку во время утренней молитвы, стояние на скамейке на прогулке, задрав голову к небу, жадное изучение каталога библиотеки, и, конечно, люди — и те, кто со мной, девушки, женщины, страдают, надеются, ревут, мечтают. И среди тех, кто за дверью, персонал, есть те, кто за три года уже почти родные, кроме добра другого от них не видела. А уж сколько смешных, анекдотичных ситуаций. Буду верить, что смогу их вам когда-то рассказать за чашкой кофе или бокалом вина. Обещаю — будете хохотать ! Хочется пожелать вам такой, знаете, «францисканской» радости, которая не из-за чего-то, а вопреки и всегда…

/…./Я сегодня первый день в СИЗО-6 и сразу ваше письмо — замечательный сюрприз. Я в порядке, воспринимаю все как антропологическую экскурсию, в будущее не заглядываю (там показывают ужасы). Боем выбила свои книги в первый же день (Добротолюбие, Сенека, Блаженный Августин и Феофан Затворник — верные спутники), плюс в активе — кофе, полное одиночество(ура!) и Ваше письмо! Столько счастья в одни руки, даже совестно.
На прошлой неделе мне дали звонок маме и сыну. Родные голоса. А меня ждут эти несносные антропологические экскурсии длиною в 12 лет. Ну ничего. Коли воля Божья. Уйду во «внутренний монастырь», будь «растить» душу смирением. Ну и посмеиваться над собой. Всегда есть над чем.
Сегодня 30 июля, девять часов вечера. Мой первый день тут.

Только что открывается окошко и милая сотрудница просовывает мне три просфоры со словами «Это, наверное, сделает вас счастливой». Вот как не славить Бога, посылающего мне таких даже незнакомых людей на вполне крестном пути?! От неожиданности, благодарности и умиления позорно разревелась. Очень даже сладко разревелась.
Ваша Карина из карцера»

Источник: Эхо Москвы, 5.08.2021


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.