Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Правозащитники заявляют о возрождении неонацизма в России: насколько серьезна угроза?



С начала этого года в России по меньшей мере 41 человек подвергся насилию на почве ксенофобии дела такие данные приводит Информационно-аналитический центр "Сова" (внесен в реестр "иноагентов"). Исследователи центра отмечают: число преступлений, совершенных националистами, растет. А недавно в интернете стали распространяться видеоролики с убийствами и избиениями мигрантов и бездомных.

На видеосвязи с Марьяной Торочешниковой, ведущей программы "Человек и меет право" на Радио Свобода – руководитель Информационно-аналитического центра "Сова", член Совета по правам человека при президенте РФ, лауреат премии Московской Хельсинкской группы Александр Верховский. Александр, понятно ли уже, кто такие эти "М.К.У." и чего они хотят?

Александр Верховский: Мы пока не знаем, кто они такие. Нам известно лишь то, что сообщают правоохранительные органы. Известно, что по этому делу задержано и под следствием находятся примерно 35 человек уже в дюжине городов. Очевидно, что это некая сеть маленьких групп или даже одиночек, которые работают под одним брендом. Эта сеть "М.К.У." постоянно подчеркивает свою преемственность к такой же сети NS/WP, запрещенной в мае как террористическая организация, и даже сотрудничество с ней.

В некоторых случаях мы что-то знаем о людях, которые привлекались по этим делам. Это люди разного возраста – от 18 до 30 с лишним, некоторые из них раньше участвовали в других ультраправых группах. У кого-то в деле есть эпизоды насилия или были не так давно. Вот эта система, когда (как явствует из пресс-релизов ФСБ) сперва дают задание нарисовать свастику на заборе, потом что-то еще, и так может дойти до убийства – это ведь тоже не новая схема, такое было в "нулевые" годы. Была такая штука, которая называлась "Большая игра "Сломай систему", ее устроила в интернете через публикацию роликов и раздачу заданий небольшая группа под названием "Северное братство". Основные фигуранты уже отсидели свое, один в лагере умер, кто-то, по всей видимости, не найден. Но история была громкая, и опыт, очевидно, востребован. Точнее пока про этих людей сказать ничего нельзя. Там есть еще отдельная тема связи с Украиной, которая активно обсуждается в пресс-релизах.

Марьяна Торочешникова: Казалось, что где-то к 2010 году российские правоохранительные органы смогли уже как-то справиться с неонацистами. Можно ли говорить о возрождении неонацизма в России с приходом этой странной группы "М.К.У."?

Александр Верховский: "Северное братство" и масса подобных группировок действительно были разгромлены. Сотни уличных бойцов сели за насильственные преступления. В какой-то момент в начале 2010-х годов уровень риска для них стал очень высок: кто-то отходил от дел, а главное, новые подростки, которые увлекались ультраправыми идеями, боялись вступать на путь систематического насилия. А новые подростки, которые сейчас дорастают до того, чтобы в чем-то участвовать, уже не боятся так, как подростки пять-семь лет назад, потому что их приятели не садились в тюрьму. Я думаю, с этим и связано некоторое возрождение. Масштаб, конечно, все равно не такой, как десять лет назад, но уровень насилия, похоже, перестал падать, а может быть, даже и подрастет.

Видеоверсия программы

Марьяна Торочешникова: А на кого направлена их агрессия?

Александр Верховский: По поводу "М.К.У." это довольно трудно сказать. Главный их месседж – человеконенавистничество. "Враги нашей идеологии должны умереть", – пишут они на своих роликах. Кстати, это тоже было. Была группа "Иркутские молоточники": они в какой-то момент стали нападать на случайных людей именно в приступе человеконенавистничества.

Но если отвлечься от "М.К.У." и посмотреть, на кого вообще нападают, то выходцев с Кавказа становится явно меньше. Это, конечно, мигранты из Центральной Азии: на них сравнительно безопасно нападать, потому что их социальный статус обычно низок. Довольно много стало нападений на ЛГБТ-людей (тема своеобразно понимаемого морализаторства все более актуальна для ультраправой среды) и на бездомных: они рассматриваются как биомусор, который нужно устранять.

Марьяна Торочешникова: Насколько серьезную опасность представляет попытка создания сети "М.К.У."?

Александр Верховский: Это очень узкий слой молодежи, который склонен к ультраправым идеям, и среди него есть еще меньшее подмножество людей, готовых к насилию. Можно разрушить конкретную сеть "М.К.У.", как до этого разрушались другие, но, к сожалению, в результате появятся новые такие сети. Здесь важно, удастся ли таким группам обратиться к более широкому слою населения. Ведь это совершенно маргинальные люди, их очень мало, это политически незначимо. И это, конечно, несколько расслабляет правоохранительные органы, потому что на них нет политического давления, чтобы срочно бороться с этой угрозой.

Давление на радикальную ультраправую среду началось с середины "нулевых", потому что их действия стали приводить к заметным социальным последствиям. Случилась Кондопога, допустим, то есть какие-то вещи, которые власти уже не могли игнорировать. И тогда начинается борьба: формируется Центр "Э", ловят этих боевых неонаци, и это приносит явные успехи.

Есть ли сейчас у правоохранительных органов стимул так мобилизоваться, подталкивают ли их к этому сверху? Я думаю, нет, потому что нет политической угрозы. Трудно сказать, может ли она появиться. Я пока не очень себе представляю, чтобы хоть какое-нибудь течение, которое хочет считать себя политическим, готово было связываться с людьми, чья группа называется "Маньяки: культ убийства".

Марьяна Торочешникова: В начале двухтысячных неонацистам противостояло движение "Антифа", в общем тоже довольно радикальное. Есть ли сейчас что-то подобное?

Александр Верховский: "Антифа" как движение прекратило свое существование в начале 10-х годов тоже из-за давления сверху, и уличная война просто закончилась. Но удивительным образом в этом году в Москве была очень большая драка между неонаци и "Антифа". Проводился большой концерт, организованный ультраправыми, и какая-то большая компания "Антифа" попыталась его атаковать; произошло серьезное столкновение со стрельбой из травматов. Дело сейчас расследуется. Так что все в некотором роде возвращается: к счастью, не в том масштабе, как десять лет назад.

Источник: Радио Свобода, 19.08.2021


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.