Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Российские власти постепенно криминализируют гражданский сектор



Павел Чиков, глава международной правозащитной группы «Агора»:

Всё больше людей оказываются в одном шаге от уголовного дела. 

1. Началось всё с пресловутой «дадинской статьи» 212.1 УК РФ. Она позволят возбудить уголовное дело в отношении участника протестной акции, если он три раза подряд привлекался к административной ответственности по статье 20.2 КоАП, то есть за нарушение порядка проведения митингов и участия в них. Условно говоря, если человек вышел на протест 23, 31 января, 2 февраля, а затем еще в апреле, то в течение года (пока длится «судимость») с даты первого постановления он рискует стать фигурантом уголовного дела даже за твит «хорошо бы сейчас выйти на улицу» или потому что стоял с друзьями на улице. За такими потенциальными фигурантами полиция может целенаправлено охотиться и творчески подходить к обоснованию необходимого для уголовки четвертого нарушения. Так были нейтрализованы все тн «привычные протестанты» - люди, которые выходили на каждую акцию протеста. Они вынуждены теперь пересиживать дома и самоцензурироваться в соцсетях как минимум до истечения годичного срока с первой административки. В одной только Москве с начала 2021 года за повторное нарушение порядка проведения митингов (часть 8 ст. 20.2 КоАП) привлечены к административной ответственности 162 человека. Это кандидаты в фигуранты уголовных дел при соблюдении вышеописанных условий.

2. Затем явное увлечение тн административной преюдицией (когда нельзя привлечь к уголовной ответственности без привлечения сначала к административной) привело к переводу 90% дел об экстремизме в разряд административных. В этом был большой плюс, так как ушла в прошлое главная репрессивная дубинка за слова в интернете. Однако произошел мгновенный рост числа экстремистских административок, где уровень доказывания вины опустился ниже плинтуса, решения судов выносятся на основании заключений учителей из местной школы, а то или вовсе без таковых. Все достижения, вроде отказа уголовных судов признавать полицию социальной группой, спущены в унитаз. Теперь снова обидеть словом полицейских означает стать экстремистом. Каждый привлеченный к ответственности по ст. 20.3.1 КоАП (за тн первичный экстремизм) в случае «рецидива» в течение года рискует стать фигурантом уголовного дела.

3. И наконец, с новым годом, господа иноагенты и нежелательные. На активистах нежелательной Открытой России (дело Шевченко и другие) следствие и суды отработали практику. Сначала привлекают к административной ответственности по статье 20.33 КоАП (участие в деятельности нежелательной организации) за забытую на сайте ссылку (дело Игоря Каляпина) или 5-6 лет назад запощенную публикацию в Facebook с логотипом (дела Алексея Глухова). Штрафы там невеликие, но тем самым на целый год руководители правозащитных организаций ставятся под дамоклов меч уголовного дела. Достаточно «отыскать» еще одну соответствующую публикацию — и привет, уголовка по ст.284.1 УК РФ. 
В результате, любой протокол за участие в нежелательной организации (вне зависимости от формы или вообще факта такого участия) служит китайским предупреждением перед риском уголовного дела с перспективой следственного изолятора (как Михаил Иосилевич в Нижнем Новгороде).

Похожая схема наказания введена для инагентов. Прежде всего, она касается новоявленных СМИ-агентов, коих за год насыпалось больше 70. Большинство — индивиды, не организации, - журналисты и активисты (правозащитник, феминистка и координаторы Голоса). Каждый из них несет кучу новых обязанностей — ставить плашку на любую публикацию и сдавать кучу отчетов в Минюст. Неисполнение любой из них карается штрафами, но главное — после третьего нарушения в течение года — уголовное дело по статье 330.1 УК РФ. Пока таких дел не было, причем не было и ни одной административки. Но несчастные случаи на производстве обязательно будут.

В перспективе ближайших лет сотни, если не тысячи наиболее активных граждан и журналистов будут находиться под угрозой уголовного преследования. Они будут вынуждены ограничивать себя в публичных высказываниях и в уличном протесте. Таковы новые реалии.

Источник: t.me/pchikov, 6.10.2021


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.