Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Мемориал* закрывают за список современных политзаключенных



Григорий Охотин, сооснователь правозащитного проекта ОВД-Инфо*:

Мемориал* закрывают за список современных политзаключенных, основанный на критериях Совета Европы

Завтра первый суд по Правозащитному Мемориалу*. Едва ли все закончится завтра: материалов дела там не меньше, чем у Международного, и, что важнее, по негласной табели о рангах Мосгорсуд не может принимать решения вперед паровоза, а Верховный суд по Международному Мемориалу* — только 28 декабря.

Интересней другое. Два иска о ликвидации отличаются. Как и Международный, Правозащитный Мемориал* обвиняют в систематическом нарушении законодательства об иноагентах. Это — общая база, основная формальная причина. Но Правозащитный центр еще обвиняют в оправдании экстремистской и террористической деятельности. Оставим в стороне правовые нюансы (такого состава не существует) и поговорим о сути.

Под оправданием имеется в виду список политзаключенных, который уже много лет ведет Правозащитный центр. К этому списку власти давно неровно дышат. Ведь у нас в стране, как недавно вновь заявил Песков, по политическим мотивам никого не сажают. Аргументация простая: в Уголовном кодексе нету таких статей, и термина такого — нету.

И то, и другое — не правда.

Термин политические репрессии в российском законодательстве есть. Он четко определен в законе «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991. Этот закон разрабатывался еще Верховным советом не без участия мемориальцев — Сергея Ковалева и Арсения Рогинского. Вот это определение:

Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Реабилитация распространяется на тех, кто подвергся репрессиям после Октябрьской революции. А закрывающей рамки — нет: этим определением можно пользоваться и сегодня, и мы, безусловно, когда-нибудь займемся реабилитацией современных пзк.

Текущий Уголовный кодекс также полон статьями, которые вводят уголовное преследование за попытку реализации своих базовых политических прав: достаточно вспомнить так называемую «дадинскую статью», которая предполагает тюремный срок за одиночные пикеты. Таких статей — не две и не три, их десятки.

Юристы Мемориал* делают именно это — они анализируют уголовные дела на предмет политического мотива. Если человека преследуют за политическую деятельность и\или за реализацию базовых гражданских прав — тогда человек политзаключенный. Власти это не нравится, и именно эту оценку прокуратура называет оправданием экстремизма — политических репрессий у нас нет, есть борьба с экстремизмом. Вышел на пикет четыре раза — экстремист, очевидно же.

Последнее. Мемориал* в своей работе руководствуется резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы. ПАСЕ (напомню, Россия — член Совета Европы, и наши парламентарии сидят в ПАСЕ) не просто дает определение термину политзаключенный и приводит соответствующие критерии, но и призывает освободить всех политзеков.

Будет интересно посмотреть на реакцию ПАСЕ и Совета Европы на решение суда ликвидировать «Мемориал*» за работу, основанную на этой резолюции. Особенно интересно — в контексте нового витка геополитического противостояния, которое, похоже, будет разрешаться, в том числе, с применением европейских механизмом — прежде всего, ОБСЕ, но вероятно и Совета Европы.

Источник: t.me/gokhotin/8, 22.12.2021

* внесены в реестры иностранных агентов


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.