Поддержать деятельность МХГ                                                           
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Обращение к омбудсменам Москвы и Спб для решения проблемы по ограничению одиночных пикетов



На фото исполнительный директор Московской Хельсинкской Группы Светлана Астраханцева

Председатель совета Правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов и исполнительный директор Московской Хельсинкской Группы Светлана Астраханцева обратились к уполномоченным по правам человека в Москве и Санкт-Петербурге Татьяне Потяевой и Александру Шишлову с просьбой поднять вопрос об отмене запрета на одиночные пикеты.

 

Уполномоченному по правам человека в городе Москве

Потяевой Татьяне Александровне

 

от МОО Правозащитный центр «Мемориал»,

 РОО «Московская Хельсинкская Группа»

Уважаемая Татьяна Александровна!

Правозащитный центр «Мемориал» и Московская Хельсинкская Группа уделяют особое внимание ситуации с нормативным регулированием и практикой реализации свободы выражения и свободы собраний в Москве. Мы считаем что гарантии реализации указанных гражданских прав и свобод, закрепленных в статьях 29 и 31 Конституции Российской Федерации, являются необходимым условием существования и развития гражданского общества и демократического государства. Мы обеспокоены негативной тенденцией ограничения одиночных пикетов, сложившейся в Москве в последнее время. Важное значение одиночных пикетов обусловлено тем, что это единственный формат публичного выражения мнения, который не требует предварительного согласования с органами власти и позволяет гражданам достаточно быстро и просто высказаться по общественно значимым вопросам, требующим немедленной реакции.

В ходе мониторинга случаев пресечения публичных мероприятий проект ОВД-Инфо выявил, что в Москве с 1 января по 31 июля 2020 года полицейские задержали во время одиночных пикетов не менее 377 человек (см. приложение). В 2019 году на одиночных пикетах в Москве были задержаны не менее 143 человек, в 2018 - 121, в 2017 - 143, в 2016 - 153, в 2015 - 64, в 2014 - 98, в 2013 - 98 (см. приложение).

Ниже мы выделили три основные проблемы, являющиеся причинами непропорционального ограничения одиночных пикетов в Москве.

  1. Одиночный пикет является формой реализации свободы выражения, при этом его проведение регламентировано Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон о публичных мероприятиях). В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, пикетирование, в том числе проводимое одним участником, является одной из форм публичных мероприятий. Аналогичные положения закреплены и в статье 1 Закона г. Москвы от 4 апреля 2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» (далее - Закона Москвы о публичных мероприятиях). Как следствие, на одиночные пикеты распространяются все ограничения, вводимые для массовых публичных мероприятий.

С 16 марта 2020 года в соответствии с указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» в городе было запрещено проведение «спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий». В соответствии с пунктом 7.1 указа мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (в редакции указа мэра Москвы от 9 июля 2020 г. № 77-УМ), ограничение на проведение публичных мероприятий продолжает действовать до сих пор. Это ограничение на практике распространилось и на одиночные пикеты, хотя они не являются массовыми мероприятиями, но формально отнесены Федеральным законом о публичных мероприятиях и Законом Москвы к публичным мероприятиям. При этом, по мере уменьшения количества выявляемых случаев заболевания коронавирусной инфекцией в Москве постепенно смягчались карантинные ограничения, но не в отношении одиночных пикетов. Из-за подобных непропорциональных ограничений с 16 марта по 31 июля 2020 года в Москве во время одиночных пикетов полицейские задержали как минимум 271 человека (см. приложение).

Пандемия не единственный случай, когда проведение одиночных пикетов было ограничено наряду с массовыми публичными мероприятиями. В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года», вводились дополнительные требования к проведению публичных мероприятий, не связанных с международными спортивными мероприятиями. В конце 2018 года подобная практика ограничения публичных мероприятий была закреплена в пункте 7 части 14.2 статьи 20 ФЗ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте». В указанном федеральном законе не делается исключений для одиночных пикетов.

Мы считаем, что подобное нормативное регулирование, как на уровне города Москвы, так и Российской Федерации, создает основания для непропорционального ограничения одиночных пикетов, которые без оговорок приравниваются к массовым публичным мероприятиям, но такими не являются.

  1. Еще одна проблема, которую мы наблюдаем в последнее время при ограничении одиночных пикетов в Москве,  —  это интерпретация правоприменительными органами положений Федерального закона о публичных мероприятиях таким образом, что одиночный пикет может рассматриваться в качестве коллективного публичного мероприятия, если возле демонстранта собираются наблюдатели, прохожие или образуется очередь желающих также выступить с пикетом после окончания пикета предыдущего демонстранта (так называемая, «пикетная очередь»). Подобная интерпретация служит основанием для задержаний и ограничения свободы выражения участников одиночных пикетов. Мы предполагаем, что подобная ограничительная интерпретация обусловлена в том числе и недостатками правового регулирования как на уровне закона города Москвы, так и Федерального закона о публичных мероприятиях.
  2. Также проблемой является нечетко определенный Федеральным законом о публичных мероприятиях и Законом города Москвы статус участников одиночных пикетов: являются ли они участниками или организаторами одиночного пикета. Как следствие, правоприменительные органы могут распространять ограничения, предусмотренные для организаторов публичных мероприятий (возраст, гражданство и т.д.) и на участников одиночных пикетов. Так, 13 ноября 2017 года постановлением Тверского районного суда г. Москвы по делу № 05-2795/2017 к административной ответственности была привлечена участница одиночного пикета на том основании, что она является гражданкой Республики Беларусь и не может быть организатором публичного мероприятия в России. Впоследствии постановление было отменено в Мосгорсуде.

Из-за представленной правовой неопределенности в особо уязвимом положении оказываются участники одиночных пикетов в возрасте до 18 лет, так как в соответствии с Федеральным законом о публичных мероприятиях они могут быть участниками пикетирования, но не могут его организовывать.

 

Уважаемая Татьяна Александровна, мы благодарим Вас за то, что Вы занимаетесь вопросами свободы собраний и свободы выражения в Москве, делали заявления о проблеме задержаний на одиночных пикетах, поднимали этот вопрос в Московской городской Думе, а также обращались в ГУ МВД России по г. Москве[1]. В связи с этим и с учетом проблем, описанных выше

ПРОСИМ ВАС:

  1. Обратиться к мэру Москвы с предложением отменить запрет на проведение одиночных пикетов в городе Москве, введенный указом мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» и пунктом 7.1 указа мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (в редакции указа мэра Москвы от 9 июля 2020 г. № 77-УМ);
  2. Внести на рассмотрение Московской городской Думы вопрос об ограничении в Москве свободы выражения и свободы собраний граждан в форме одиночных пикетов, а также предложить депутатам Московской городской Думы воспользоваться правом законодательной инициативы, закрепленным в статье 104 Конституции Российской Федерации, и внести в Государственную Думу законопроект, о внесении изменений в Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в частности:
    1. уточнить особый правовой статус одиночных пикетов: так как они не являются массовыми публичными мероприятиями, на них не должны распространяться соответствующие ограничения;
    2. конкретизировать положения федерального закона о том, что наблюдатели за одиночным пикетом, а также люди, ожидающие своей очереди для пикетирования, не являются участниками пикета, а следовательно, такие случаи не должны квалифицироваться в качестве формы массового мероприятия, так как отсутствует признак одновременности выражения мнения;
    3. конкретизировать положения федерального закона о том, что человек, проводящий одиночный пикет, является его участником, в силу чего на него не распространяются ограничения, предусмотренные для организаторов публичного мероприятия (возраст, гражданство и т.д.), а также участникам одиночных пикетов не может вменяться ответственность за нарушение организации публичного мероприятия.
  3. Подготовить и направить специальный доклад о ситуации с ограничением свободы выражения и свободы собраний в форме одиночных пикетов в Москве, направить указанный доклад в Московскую городскую Думу и мэру Москвы.
  4. Обратиться в ГУ МВД России по городу Москве по вопросу необходимости прекратить задержания участников одиночных пикетов в городе Москве.

При необходимости, мы будем рады предоставить дополнительные данные об обозначенных проблемах: информацию о задержаниях в Москве во время международных спортивных мероприятий, информацию о судебных делах, о привлечении к ответственности участников одиночных пикетов и прочее[2]. Мы также готовы привлекать экспертов для решения проблемы с ограничением одиночных пикетов в Москве, если это потребуется.

Председатель совета

Правозащитного центра «Мемориал»

Черкасов А.В.

 

Исполнительный директор

Московской Хельсинкской Группы

Астраханцева С.Н.

 

Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге

Шишлову Александру Владимировичу

 

от МОО Правозащитный центр «Мемориал»,

 РОО «Московская Хельсинкская Группа»

 

Уважаемый Александр Владимирович!

Правозащитный центр «Мемориал» и Московская Хельсинкская Группа уделяют особое внимание ситуации с нормативным регулированием и практикой реализации свободы выражения и свободы собраний в Санкт-Петербурге. Мы считаем, что гарантии реализации указанных гражданских прав и свобод, закрепленных в статьях 29 и 31 Конституции Российской Федерации, являются необходимым условием существования и развития гражданского общества и демократического государства. Мы обеспокоены негативной тенденцией ограничения одиночных пикетов, сложившейся в Санкт-Петербурге в последнее время. Важное значение одиночных пикетов обусловлено тем, что это единственный формат публичного выражения мнения, который не требует предварительного согласования с органами власти, и позволяет гражданам достаточно быстро и просто высказаться по общественно значимым вопросам, требующим немедленной реакции.

В ходе мониторинга случаев пресечения публичных мероприятий проект ОВД-Инфо выявил, что в Санкт-Петербурге с 1 января по 31 июля 2020 года полицейские задержали во время одиночных пикетов не менее 131 человека (см. приложение). В 2019 году на одиночных пикетах в Санкт-Петербурге задержали не менее 206 человек, в 2018 году - 169.  Всего с начала 2013 года по 31 июля 2020 года - не менее 564 задержанных во время проведения одиночных пикетов в Санкт-Петербурге (см. приложение).

Одиночный пикет является формой реализации свободы выражения, при этом его проведение регламентировано Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон о публичных мероприятиях). В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, пикетирование, в том числе проводимое одним участником, является одной из форм публичных мероприятий. Аналогичные положения закреплены и в Законе Санкт-Петербурга от 21 июня 2011 г. № 390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» (далее - Закона Санкт-Петербурга о публичных мероприятиях). Как следствие, на одиночные пикеты распространяются все ограничения, вводимые для массовых публичных мероприятий.

Ниже мы выделили четыре основные проблемы, являющиеся причинами непропорционального ограничения одиночных пикетов в Санкт-Петербурге.

  1. С 16 марта 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 31 августа 2020 года), в городе было запрещено проведение «спортивных, культурных, зрелищных и иных массовых мероприятий, публичных мероприятий». В редакции постановления правительства Санкт-Петербурга от 21 августа 2020 года № 658, данное ограничение действует до 20 сентября 2020 года, но может быть продлено. Это ограничение на практике распространилось и на одиночные пикеты, поскольку формально они отнесены Федеральным законом о публичных мероприятиях и Законом Санкт-Петербурга к публичным мероприятиям. При этом, по мере уменьшения количества выявляемых случаев заболевания коронавирусной инфекцией в Санкт-Петербурге постепенно смягчались карантинные ограничения, но не в отношении одиночных пикетов. Из-за подобных непропорциональных ограничений с 16 марта по 31 июля 2020 года в Санкт-Петербурге во время одиночных пикетов полицейские задержали как минимум 79 человек (см. приложение).

Стоит отметить, что в постановлении главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 марта 2020 года № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» речь идет об ограничении  проведения массовых мероприятий, а не публичных мероприятий и тем более не одиночных пикетов.

Пандемия не единственный случай, когда проведение одиночных пикетов было ограничено наряду с массовыми публичными мероприятиями. В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года», вводились дополнительные требования к проведению публичных мероприятий, не связанных с международными спортивными мероприятиями. В конце 2018 года подобная практика ограничения публичных мероприятий была закреплена в пункте 7 части 14.2 статьи 20 ФЗ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте». При этом, в указанном федеральном законе не делается исключений для одиночных пикетов. Введение подобных ограничений на одиночные пикеты в Санкт-Петербурге возможно уже летом 2021 года во время запланированных матчей XVI Чемпионата Европы по футболу.

Мы считаем, что подобное нормативное регулирование, как на уровне Санкт-Петербурга, так и Российской Федерации, создает основания для непропорционального ограничения одиночных пикетов, которые без оговорок приравниваются к массовым публичным мероприятиям, но такими не являются.

  1. Еще одна проблема, которую мы наблюдаем в последнее время при ограничении одиночных пикетов в Санкт-Петербурге, — это интерпретация правоприменительными органами положений Федерального закона о публичных мероприятиях таким образом, что одиночный пикет может рассматриваться в качестве коллективного публичного мероприятия, если возле демонстранта собираются наблюдатели, прохожие или образуется очередь желающих также выступить с пикетом после окончания пикета предыдущего демонстранта (так называемая, «пикетная очередь»). Подобная интерпретация служит основанием для задержаний и ограничения свободы выражения участников одиночных пикетов. Мы предполагаем, что подобная ограничительная интерпретация обусловлена в том числе и недостатками правового регулирования как на уровне закона Санкт-Петербурга, так и Федерального закона о публичных мероприятиях.
  2. Также проблемой является нечетко определенный Федеральным законом о публичных мероприятиях и Законом Санкт-Петербурга статус участников одиночных пикетов: являются ли они участниками или организаторами одиночного пикета. Как следствие, правоприменительные органы могут распространять ограничения, предусмотренные для организаторов публичных мероприятий (возраст, гражданство и т.д.) и на участников одиночных пикетов. Так, 13 ноября 2017 года постановлением Тверского районного суда г. Москвы по делу № 05-2795/2017 к административной ответственности была привлечена участница одиночного пикета на том основании, что она является гражданкой Республики Беларусь и не может быть организатором публичного мероприятия в России. Впоследствии постановление было отменено в Мосгорсуде. Представляется, что подобные проблемы могут быть актуальными и для Санкт-Петербурга.

Из-за представленной правовой неопределенности в особо уязвимом положении оказываются участники одиночных пикетов в возрасте до 18 лет, так как в соответствии с Федеральным законом о публичных мероприятиях они могут быть участниками пикетирования, но не могут его организовывать.

  1. Спецификой задержаний на одиночных пикетах в Санкт-Петербурге является так называемое «задержание по КУСП»[3], которое стали активно применять осенью 2018 года в отношении участников «бессрочного протеста» —  это задержание со ссылкой на «жалобы от граждан», зарегистрированные в книге учета сообщений о преступлениях. Такое основание продолжает применяться в Санкт-Петербурге и в 2020 году[4].

 

Уважаемый Александр Владимирович, мы благодарим Вас за то, что Вы занимаетесь вопросами свободы собраний и свободы выражения в Санкт-Петербурге, делали заявления о проблеме задержаний на одиночных пикетах, а также обращались в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области[5]. В связи с этим и с учетом проблем, описанных выше

ПРОСИМ ВАС:

  1. Обратиться к губернатору Санкт-Петербурга с предложением отменить запрет на проведение одиночных пикетов в Санкт-Петербурге, введенный постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции постановления правительства Санкт-Петербурга от 21 августа 2020 года № 658);
  2. Внести на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вопрос об ограничении в Санкт-Петербурге свободы выражения и свободы собраний граждан в форме одиночных пикетов, а также предложить депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга воспользоваться правом законодательной инициативы, закрепленным в статье 104 Конституции Российской Федерации, и внести в Государственную Думу законопроект, о внесении изменений в Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в частности:
    1. уточнить особый правовой статус одиночных пикетов: так как они не являются массовыми публичными мероприятиями, на них не должны распространяться соответствующие ограничения;
    2. конкретизировать положения федерального закона о том, что наблюдатели за одиночным пикетом, а также люди, ожидающие своей очереди для пикетирования, не являются участниками пикета, а следовательно, такие случаи не должны квалифицироваться в качестве формы массового мероприятия, так как отсутствует признак одновременности выражения мнения;
    3. конкретизировать положения федерального закона о том, что человек, проводящий одиночный пикет, является его участником, в силу чего на него не распространяются ограничения, предусмотренные для организаторов публичного мероприятия (возраст, гражданство и т.д.), а также участникам одиночных пикетов не может вменяться ответственность за нарушение организации публичного мероприятия.
  1. Подготовить и направить специальный доклад о ситуации с ограничением свободы выражения и свободы собраний в форме одиночных пикетов в Санкт-Петербурге, направить указанный доклад в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и губернатору Санкт-Петербурга.
  2. Обратиться в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросу необходимости прекратить задержания участников одиночных пикетов в Санкт-Петербурге, в том числе и практику «задержаний по КУСП».

При необходимости, мы будем рады предоставить дополнительные данные об обозначенных проблемах: информацию о задержаниях в Санкт-Петербурге во время международных спортивных мероприятий, информацию о судебных делах, о привлечении к ответственности участников одиночных пикетов и прочее[6]. Мы также готовы привлекать экспертов для решения проблемы с ограничением одиночных пикетов в Санкт-Петербурге, если это потребуется.

 

Председатель совета

Правозащитного центра «Мемориал»

Черкасов А.В.

 

Исполнительный директор

Московской Хельсинкской Группы

Астраханцева С.Н.

 

[1] Публикация издания “Интерфакс” от 15 июля 2020 года, режим доступа: https://www.interfax.ru/moscow/717463 (дата обращения - 20 августа 2020 года).

[2] См. данные ОВД-Инфо об ограничении одиночных пикетов, режим доступа: https://ovdinfo.org/data/odinochnye-pikety-dannye (дата обращения - 20 августа 2020 года).

[3] См.: публикация на сайте ОВД-Инфо от 30 января 2020 года, режим доступа: (дата обращения - 20 августа 2020 года).

[4] См.: подборка публикаций на сайте ОВД-Инфо, режим доступа: (дата обращения - 20 августа 2020 года).

[5] Публикация на сайте Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге от 24 мартя 2020 года, режим доступа: (дата обращения - 20 августа 2020 года).

[6] См. данные ОВД-Инфо об ограничении одиночных пикетов, режим доступа: https://ovdinfo.org/data/odinochnye-pikety-dannye (дата обращения - 20 августа 2020 года).


Генри Резник

МХГ в социальных сетях

  •  
Примите закон, по которому "дети ГУЛАГа" смогут наконец вернуться из ссылки
Отменить запрет на одиночные пикеты в Санкт-Петербурге
Российские силовики в Беларуси закончат историю дружбы наших народов. Нельзя вводить!
Прекратить штрафовать и арестовывать за одиночные пикеты!
Рассекретить дело Ивана Сафронова! Обвинение должно быть публичным
Против обнуления сроков Путина
Свободу Илье Азару и всем задержанным за одиночные пикеты

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2020, 16+.