Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Повернуться от власти к людям предложено самому Конституционному суду



По информации «НГ», КПРФ готовит поправки к закону о Конституционном суде (КС). В целом их можно считать попыткой вернуть КС активную роль в правосудии, восстановив утраченные ранее полномочия оценивать конституционность конкретных судебных приговоров, а не только нормативных актов, примененных в тех или иных делах. КС предлагают вставать на защиту интересов не столько власти, сколько граждан. То есть председателю КС Валерию Зорькину как бы помогают выполнить его обещание, сделанное перед лицом президента Владимира Путина. В конце прошлого года Зорькин заявил, что Россия обойдется без создания аналога Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), поскольку достойной ему заменой уже сейчас является вся судебная система страны.

Лидер «Левого фронта» (ЛФ) Сергей Удальцов опубликовал размышления о необходимости все-таки завершить «судебное импортозамещение» после выхода России из-под юрисдикции ЕСПЧ. На основании в том числе и личного опыта — приговора по пресловутому «болотному делу» и тюремному сроку за «организацию массовых беспорядков» в 2012 году Удальцов констатировал, что без ЕСПЧ как своего рода последней надзорной инстанции теперь «виснут» не только политические, но и рядовые уголовные процессы. Дескать, гражданам все-таки затруднительно искать и находить справедливость в той системе, которая ее и творит, есть необходимость в относительно нейтральном арбитре.

Однако, как оказалось, Удальцов не просто решил поразмышлять абстрактно, наоборот, его высказывания были сделаны по совершенно конкретному поводу. Лидер ЛФ сообщил, что по инициативе группы правозащитников депутаты Госдумы от КПРФ Анастасия Удальцова и Юрий Синельщиков готовят для внесения в нижнюю палату инициативу о корректировке федерального конституционного закона о КС. «Если говорить коротко, то представляется разумным наделить КС РФ полномочиями проверять по жалобам граждан и организаций конституционность вступивших в законную силу судебных решений. Чтобы в случае выявления нарушений граждане могли бы на основании соответствующего решения КС обращаться за пересмотром своих дел по существу, а также получать денежную компенсацию», — пояснил Удальцов.

По просьбе «НГ» он поделился этим многообещающим документом. В нем действительно предлагается существенно расширить компетенцию КС. А если сказать точнее, как бы вернуть КС к прежней конфигурации его полномочий, которые с 1991 года только урезались в контексте полноценной возможности граждан защищать там свои права, но зато расширялись в той сфере, которая связана с отстаиванием интересов и позиций власти. Прежде всего, конечно, президента РФ, что максимально и было продемонстрировано в марте 2020 года. Тогда КС молниеносно вынес полностью положительное заключение на поправки к Конституции, подготовленные к всероссийскому голосованию. Кстати, после их вступления в силу доступ граждан к КС был в очередной раз сокращен.

Законопроект Удальцовой—Синельщикова объясняет необходимость возврата КС к прежнему состоянию так: «После выхода из-под юрисдикции ЕСПЧ граждане РФ не могут обратиться в суд в случае нарушения своих прав, предусмотренных Европейской конвенцией по правам человека, которые воспроизведены в соответствующих статьях Конституции РФ как ее нормы». По их оценкам, это никак не меньше десятка тысяч человек. Кстати, сам Зорькин на встрече с президентом в декабре прошлого года подтвердил, что число обращений в КС растет, несмотря на всю длительность процессуальных процедур, но почему-то сделал вывод о том, что это означает рост доверия к его структуре, а не недоверия ко всей судебной системе. А вот депутаты от КПРФ настаивают: «Необходимость рассмотрения указанных жалоб вызвана тем, что в практике российского судопроизводства Конституция, как правило, не используется судами для обоснования вынесенных судебных актов. Но в сознании части граждан она является высшим законом, к которому они апеллируют, стремясь преодолеть, как они считают, зависимость судей от региональных властей и возможные коррупционные риски».

Поэтому в законопроекте предусматривается наделить КС возможностью «проверять конституционность вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановление судьи, включая все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конституции». И еще, конечно, «в отношении указанных судебных актов обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение органами государственного и муниципального управления конституционных норм путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых КС РФ к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или организацией».

Впрочем, вполне понятно, что данный законопроект коммунистов обречен на отклонение — в том числе и потому, что сам КС давно не склонен проявлять активной позиции. Например, у него есть право законодательной инициативы по своей компетенции, но нет ни одной инициативы. Зорькин объясняет это этическими соображениями: вдруг такой законопроект станет предметом рассмотрения в КС — что же тогда делать? Однако Верховному суду воображаемая этика почему-то не мешает вносить в Госдуму свои инициативы. Ни разу КС не воспользовался и прежним правом направить в парламент доклад о состоянии конституционной законности, зато президенту они подаются каждый год.

Тем не менее предложение КПРФ можно считать и помощью КС в том, чтобы Зорькин мог выполнить свое публичное обещание гарантировать гражданам защиту их прав и без всякого ЕСПЧ. Об этом он заявил 29 ноября на X Всероссийском съезде судей в присутствии Путина: «Ныне российская судебная система позволяет оптимально обеспечивать взаимодействие различных ее звеньев и на основе приоритета прав человека, используя национальные судебные механизмы, гарантировать полную и эффективную защиту прав граждан. Все вопросы, которые некогда заставляли наших граждан обращаться в ЕСПЧ, могут найти и обязательно найдут свое полное и окончательное разрешение в рамках российской судебной системы. С учетом сказанного можно приветствовать то, что, видимо, больше не ставится — по крайней мере широко — вопрос о целесообразности появления в национальной судебной системе суда по правам человека как некой замене ЕСПЧ, когда Россия вышла из Совета Европы».

Федеральный судья в отставке Сергей Пашин подтвердил «НГ», что КС вряд ли сможет стать альтернативой ЕСПЧ: «Собственно КС уже был противопоставлен решениям ЕСПЧ, поскольку мог их парализовать, объявлять их недействующими по причине того, что они будто бы противоречат нашей Конституции. А если говорить о возможности разбирательства конкретных жалоб — на пытки, лишение жизни людей, несправедливые аресты, неправильное рассмотрение дел, несправедливое производство, — то теперь уже негласно решено, что этим должны заниматься суды общей юрисдикции. Они же сейчас делают вид, что взяли на себя заботы ЕСПЧ, хотя на самом деле продолжают все те же безобразия, с которыми боролись в Страсбурге». Он напомнил, что основной претензией к РФ от ЕСПЧ была статья 6 Евроконвенции — «Несправедливость правосудия». Понятно, что «теперь они сами себя сечь не будут». И при этом заметил: «Многие вещи наши судьи просто не считают нарушением прав человека, они думают, что так и надо, — например что следствие должно комфортно работать».

Попытка же все это передать КС, подчеркнул Пашин, создаст для нынешней системы страшную путаницу: «Нужно будет много работать для притирки, это специальная работа реформаторская — не только с нормативными жалобами, но и с практиками, вплоть до проведения своего расследования». Но главный вопрос, по его мнению, был бы в том, кто станет ответчиком. Ведь для ЕСПЧ это были государства, но кто же будет таковым для КС РФ: «Неужели тоже Российское государство или все-таки какого-то конкретного следователя привлекут?»

Пашин подтвердил «НГ», что право на рассмотрение частных жалоб у КС было в самом начале — по первому закону 1991 года, оно сохранилось и во втором законе, от 1994-го. Сперва была предусмотрена возможность жаловаться на закон, который нарушает или может нарушить права человека (а точнее, который может быть применен или подлежит применению в данном процессе), то есть можно было жаловаться еще на этапе предварительного расследования. Затем убрали норму «может быть применен», оставили только возможность обжалования закона, который уже применен. Проще говоря, надо было доказать, что есть следственный или судебный акт, в котором дается ссылка на предполагаемый неконституционный закон. Следующий этап ужесточения — установление срока на обжалование, то есть только в течение года после вынесения спорного решения. И наконец, появилось требование преодолеть все национальные механизмы, когда КС в заключении на поправки к Конституции 2020 года разъяснил, что жалобы возможны только после того, как заявитель прошел все судебные инстанции. Значит, на то же следствие жалоба уже невозможна или возможна в весьма ограниченных пределах, ведь надо пройти обе формы кассации — и выборочную, и сплошную. Короче говоря, всю эту тенденцию, тянущуюся с того времени, заявил Пашин, можно назвать затруднением доступа к правосудию вплоть до лишения к нему доступа. 

И надо еще понимать, подчеркнул Пашин, что на страже спокойствия судей КС стоит секретариат суда, который отсеивает неугодные жалобы. Там хотя и ссылаются на какие-то формальные основания, но вовсе не чиновничье это дело рассуждать, нарушена Конституция или нет, это должны делать судьи, заметил он. Это еще один барьер, который был с самого начала, но сейчас он стал особо жестким. То есть секретариат мог и раньше отсеивать жалобы, но составленные не в соответствии с правилами, например, если не приложено нужного количества экземпляров копий жалобы, не приобщен нормативный акт, который обжалуется. «Теперь же секретариат довольно широко понимает свои возможности и довольно щедро ими пользуется. При этом сейчас КС решает в основном мелкие вопросы — во всяком случае, в уголовном процессе и уголовном праве, да и делает это крайне редко, к сожалению. Например, за прошлый год по этим вопросам было вынесено порядка 10 постановлений!», — пояснил Пашин. К тому же, по его словам, «потом КС стал развлекаться и самым неподобающим образом: признавая правоту жалобщика, КС пишет, что приговор по конкретному делу пересмотру не подлежит». Это, во-первых, выглядит странно раз нарушены права жалобщика, а во-вторых, зачем вообще это КС? «Вы вынесли постановление в его пользу, так пусть теперь глава ВС РФ Вячеслав Лебедев принесет представление в президиум, а тот разберется — подлежат или не подлежат отмене все эти приговоры и другие решения. Но когда надо, КС в вопросы факта залезает, хотя, конечно, как правило, делает это крайне неохотно», — указал Пашин. В общем, сейчас в решениях КС видно мелкотемье, в действительно же важных вопросах КС занимает сторону власти, «по сути дела, с его попустительства Конституции и нанесено множество уронов, в том числе и гл. 2 — о неотъемлемых правах человека, которые, получается, де-факто оказались «отъемлемы».

У ЕСПЧ же была своя ниша, свой предмет доказывания, туда можно было обращаться с вопросами о нарушении прав человека, в КС — можно только о конституционности законов: «ЕСПЧ проверял основания гражданина для сомнений в том, что правосудие было справедливым. Проверял случаи пыток, нарушения права на жизнь и т.п., то есть ЕСПЧ интересовался реальным нарушением прав на практике. Этим полномочием КС действительно не наделен, однако с 1991-го они все-таки постепенно расширялись, утратил он только одно — проверять законы СССР на предмет их соответствия конституции РФ. Одним из первых добавлений — и совершенно жутких в 1991 году был вопрос о конституционности партий. Сам КС захотел проверить и вынес единственное решение по этому поводу — по делу КПСС, совершенно пустое, но имевшее печальные последствия. Так что это полномочие он потом тоже утратил, потому что власти поняли, что с ним КС не справляется. И после встряски, которую учинил Ельцин, приостановив деятельность КС в связи с конституционной реформой, суд не стал сильнее, как было заявлено, вместо этого он стал послушнее. «Затем КС долгое время не работал, судьи были в смятении, опасались потерять позиции и возможности влиять на правовой процесс. Потом им вернули эти возможности, но урок сохранился в сознании. Отсюда и мелкотемье, решение пустяковых третьестепенных вопросов. С тех пор КС и действует по принципу «чего изволите?», — напомнил «НГ» Пашин.

Что касается законопроекта КПРФ, то, сказал «НГ» член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов, когда полномочия КС предлагается дополнить возможностью проверки на соответствие Конституции судебных актов, вступивших в законную силу, то это предлагаемое дополнение наделяет КС также и возможностью контроля за исполнением органами управления конституционных норм при разрешении конкретных дел. «Изменения не в полной мере соответствуют положениям ст. 3 закона о КС, согласно которым КС при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов», — пояснил эксперт.

Авторы: Дарья Гармоненко, Екатерина Трифонова

Источник: Независимая газета, 05.03.2023


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.