Поддержать деятельность МХГ                                                           
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Правозащитники реабилитируют ФМС. Миграционную политику МВД критикуют за репрессивный уклон



Подчинение МВД в 2016 году Федеральной миграционной службы (ФМС) привело к неверной трансформации миграционной политики, утверждают правозащитники. Она рассматривается преимущественно как борьба с нелегалами, другие проблемы решаются политическими установками сверху – например, по коронавирусному кризису с гастарбайтерами. Одна из главных претензий к Главному управлению по вопросам миграции (ГУВМ) – отсутствие вертикали подразделений. Эксперты допускают возможное возвращение к изначальной системе «ФМС при МВД».

ФМС упразднили в начале 2016-го с формулировкой – «в целях совершенствования госуправления в сфере миграции». У этой службы было немало недостатков, включая структурные и процессуальные дефекты.

Об этом говорится в докладе правозащитной организации «Гражданское содействие» (признано в РФ НКО – иностранным агентом), автором которого является аналитик организации Константин Троицкий. Он указал, что ФМС к концу своего существования стала превращаться в полуоткрытое ведомство, которое постепенно начинало понимать гуманитарные, культурные, социальные и экономические аспекты миграционной политики. С переходом этих функций в ГУВМ миграция снова стала рассматриваться почти исключительно через призму борьбы с нелегалами. Сейчас это подразделение демонстрирует репрессивный подход, а вовсе не стремление к гуманитарной поддержке приезжих.

В докладе отдельно указано на отсутствие у ведомства кадровой вертикали – руководящие должности в региональных подразделениях в ряде случаев занимают сотрудники полиции без опыта работы в миграционной сфере – бывшие участковые, сотрудники ДПС, кадровики или вообще кинологи. «Все это говорит об отсутствии осознания миграции как особого многостороннего и сложного явления, для правильного воздействия на которое требуются специальные навыки», – подчеркивает Троицкий.

Также, по его мнению, ГУВМ, по сути, прекратило систематическое взаимодействие с гражданским обществом и научным сообществом, религиозными объединениями и независимыми экспертами. Например, стали закрыты некоторые отчеты, планы и часть статистики, говорится в исследовании. На ведомственных порталах исчезли такие важные разделы, как сведения о расходовании бюджетных средств, планы по профессиональной переподготовке сотрудников. А интернет-сайт ГУВМ представляет собой «резкий регресс по всем ключевым пунктам». Устаревшая информация – это вообще главный недостаток многих сайтов региональных подразделений ГУВМ. Как отмечается в докладе, единственное положительное новшество – это начало публикации поквартальной статистики. Там есть ряд данных, которые в последние годы у ФМС уже не появлялись – например, сколько иностранных граждан встали на миграционный учет и из каких стран эти граждане, сколько человек оформили визы, другие документы о правовом статусе или были приняты в российское гражданство.

При этом Троицкий напомнил, что еще и при ФМС институт убежища находился в печальном состоянии – из-за серьезных ограничений для доступа к этой процедуре, наличия всевозможных барьеров и отсутствия как таковой защиты от депортации. Но все-таки после упразднения ФМС «ситуация с правами беженцев еще более ухудшилась». Одним из ярких тому подтверждений стало введение в некоторых регионах штрафов для тех иностранцев, которые не имели или утратили действующие миграционные документы, а потому как раз и пытались обратиться за убежищем.

Но в целом раз ГУВМ – это не отдельное ведомство, а часть силового министерства, то и передавать туда гуманитарный институт убежища, интеграцию и адаптацию мигрантов и даже проблемы трудовой миграции «недопустимо и непродуктивно», утверждается в докладе. Тем более что эта структура МВД ориентирована лишь на исполнение политических установок сверху. Это, например, показал кризис на рынке труда, возникший из-за пандемии, решения по которому пришлось принимать президенту РФ своими указами. На этом уровне была отрегулирована и проблема паспортизации жителей ДНР и ЛНР. Таким образом, считает Троицкий, по многим параметрам ситуация ухудшилась по сравнению не только со временем самостоятельного существования ФМС, но и 2004–2012 годами, когда служба действовала в составе МВД.

Однако, как заметил «НГ» доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Михаил Бурда – сам бывший сотрудник ФМС, все-таки нельзя говорить о том, что в руководстве ГУВМ нет специалистов: «Начальник ГУВМ Валентина Казакова, ее заместитель Дмитрий Демиденко и еще целый ряд сотрудников центрального аппарата – это выходцы из ФМС, проработавшие там не год и не десять лет, а больше». Что же касается территориальных подразделений, то они всегда комплектовались в рамках всего МВД. С другой стороны, он согласен с тем, что статистических данных о миграции у ГУВМ по сравнению с ФМС стало меньше. И хотя, подчеркнул Бурда, анализировать исключительно статистические показатели представляется некорректным, их дефицит «побуждает отдельных общественников и правозащитников – латентных миграционных лоббистов – культивировать мифы о «трудолюбивых мигрантах», «ленивых русских», «декриминализации мигрантов» в целях увеличения присутствия мигрантов на рынке труда и формирования еще большей миграционной зависимости отдельных секторов экономики». И, по его словам, надо признать, что «информационную войну этим лоббистам ГУВМ, в отличие от ФМС, пока проигрывает». Он объясняет это тем, что взаимодействие ГУВМ с институтами гражданского общества – это не самостоятельные действия федерального органа, а работа лишь одного из структурных подразделений МВД.

Сам Бурда прогнозирует возврат к самостоятельному статусу миграционной службы, то есть реанимацию ФМС, что было бы логично: «Миграция – это не только борьба с нелегалами, это и дифференциация миграционных потоков на востребованные и не очень, а это уже сфера политики. Адаптация и интеграция мигрантов, только планирующих поездку в РФ или находящихся здесь, – это также не совсем полицейская компетенция». За то же самое уже давно выступают многие правозащитники, но эксперт предупредил: контрольно-надзорная функция в миграционной сфере не должна быть утеряна, «а следовательно, от взаимодействия ФМС с МВД никуда не уйти».

Автор:Екатерина Трифонова

Источник: Независимая газета, 7.11.2021

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

Леонид Никитинский

Борис Вишневский

Лев Пономарев

МХГ в социальных сетях

  •  
Петиция в поддержку Мемориала
Потребуйте освободить Александра Габышева из психиатрической клиники! Напишите ему письмо солидарности!
Требуем обеспечить медицинскую помощь заключенным при абстинентном синдроме ("ломках")
Мы требуем отмены законов об "иноагентах"
Требуем освобождения Софии Сапега
В защиту беларусов в России
Требуем прекратить давление на музыкантов! Noize, Вася Обломов, Ногу свело, Кортнев и др.

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2021, 16+.