Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Работники ищут выход из рабства (4.09.2019)



Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы»:

В Казани, на строительном объекте Салават Купер, во время разгрузки краном, одна из плит сорвалась, придавила строителя. 23 августа он от несовместимых с жизнью травм, скончался. На этой же стройке в начале августа упал, самоходный гусеничный кран марки РДК. Крановщик не пострадал. Ранее, во время подъема 6-тонной металлической опоры с помощью башенного крана, рядом стоящие опоры рухнули на сварщика. От полученных травм рабочий скончался на месте. 17 апреля произошло падение стрелы крана на придомовую территорию по улице Павлюхина. Повреждено здание трансформаторной подстанции. Погибших и пострадавших, к счастью, нет.

Вот такие строительные будни. Уходишь на работу, и не знаешь, вернешься ли домой. Почему так происходит? В погони за прибылью идет повальное нарушение техники безопасности. Решили бороться с этим ни многочисленные чиновники, власть, а сами рабочие.

В конце июля многие стройки в Казани замерли. Машинисты остановили около 30 башенных кранов, а эти машины, сердце строек. Говорят, что это забастовка, но крановщики решили просто работать по правилам, соблюдать все, что написано в законах. Их награждать нужно за законопослушность, но в нашей стране все наоборот, их пытаются привлечь за это к ответственности. Инициаторами акции выступили четыре крановщика, Один из них, Юрий Шарипов, подчеркнул, что происходящее они называют не забастовкой, а остановкой кранов по техническим причинам.

«Наши краны не проходят проверку технадзора. Техника безопасности не соблюдается вообще, краны находятся в плачевном состоянии. Поэтому сегодня мы решили отказаться работать», – объяснил Шарипов. Он рассказал, что с жалобами они обращались в разные организации, но никто не принял никаких мер. Подавали жалобу в Минстрой, где нас попросту не захотели слушать. Отправляли то в одно, то в другое ведомство. Разве это не нарушения законности, людей заставляют работать на неисправных машинах, и не их хотят слушать, превращают рабочих в самоубийц. ,

Сначала организация "Крановщики Казани" состояла из четырех работников, сейчас уже 45 человек. Когда они решили отстаивать свои права, то направили обращения во все политические партии Татарстана, только КПРФ их пригрела, стала предоставлять помещение для встреч.

Крановщики были готовы создать ячейку официальных профсоюзов (ФНПР), но не нашли понимания с их руководством в Татарстане. В результате вошли в профсоюз Межрегиональный профсоюз "Рабочая ассоциация" (МПРА), известного забастовками на "Форде", "Фольксвагене". Теперь МПРА помогает казанским крановщикам с информационной и юридической поддержкой.

Главное требование протеста крановщиков, обеспечить соблюдение техники безопасности. Также протестующие потребовали поднять им уровень зарплаты, это тоже можно отнести к соблюдению техники безопасности. У наших промышленных работников, в том числе крановщиков, зарплаты нищенские, чтобы прокормить семью, приходится работать сверхурочно. И работодатели ввели это в обязанность. Если откажешься, не останешься на вторую смену, сразу найдут, за что тебя оштрафовать, а то и уволят. Не желая конфликтовать с работодателем, люди работают до изнеможения, не берут больничные, переносят болезни на ногах. Без отдыха, без всякой медицинской профилактики организм не успевает восстанавливаться. С одной стороны увеличилась смертность населения, с другой растут ряды инвалидов в трудоспособном возрасте, слабеют силы и возможности нации. Это привычные рабовладельческие порядки, человека заставляют рисковать жизнью, ради выгоды для хозяина.

Крановщику в Казани платят примерно 200 рублей в час. То есть для того, чтобы заработать 60 тысяч, он должен провести на кране 300 часов вместо 160 в месяц, почти в два раза больше, чем положено по Трудовому кодексу РФ. Переработки, повышенная утомляемость создают предпосылки для возникновения аварийных ситуаций. Крановщик, который провел в раскаленной на солнце кабине столько времени, опасен для находящихся внизу, как и водитель на дороге, который от переработок засыпает за рулем.

Участвующая в протесте крановщица Анна Смирнова рассказала, что из-за напряженного рабочего графика совсем не видит своих маленьких детей. «Никакой личной жизни, уходишь, дети спят, приходишь, они уже в кровати. Мы работаем в постоянном напряжении – нервы на пределе. Кран взял груз и качается. Они все в очень плохом состоянии, тормоза не держат, стропы старые».

Другой машинист, Владимир Водолазов, работает на кране более 15 лет. Он рассказал, что за месяц нарабатывает по 300 часов и получает за это около 50 тысяч рублей. Приходится работать не по 8 часов, а по 12 и больше, что запрещено. Переработки не оплачиваются, как сверхурочные, идут единой ставкой – 200 рублей в час. Но мы вынуждены работать в таком режиме, иначе зарплаты не будет хватать на жизнь. По словам Владимира, эти переработки, в конце концов, могут привести к трагическим последствиям. Возникает рассеянность, повернешь ручку контроллера не в ту сторону. И полетит вниз груз, а может и завалится сам кран, для крановщика это могила, в лучшем случае инвалидность. А если кого-то задел, это тюрьма. Те, кто принимают и крепят груз, в большинстве не знают даже элементарных правил техники безопасности. За копейки нанимают для этой работы мигрантов, которые не могут даже двух слов сказать по-русски, а они ведь должны командовать краном. Кран, техника повышенной опасности, но, к сожалению, машинисты получают, за свою работу, как и работающие на земле. Чтобы подняться на 75-метровый кран или спуститься с него, нужно минут пятнадцать, столовых на стройплощадках не бывает, поэтому обед берем наверх. Да и нужду, извините за подробность, приходится справлять прямо в кабине.

Коллег из Казани поддержали представители стройотрасли Кузбасса, Москвы, Волгограда, Екатеринбурга. Откликнулись социальные сети, появились выступления в газетах. 5 августа казанские крановщики, вместе с обманутыми дольщиками, жителями аварийных домов, противниками мусоросжигательных заводов, провели протестный митинг. По словам крановщиков, их проблемы – это не только проблемы строительной индустрии. Часто дома строятся в жилых кварталах, кран в неудовлетворительном техническом состоянии может упасть, например, на детскую площадку, которая находится рядом.

Эти строительные машины падают с высоты не только в Казани, а по всей России.

В Москве на проспекте Мира рухнул кран. Оборвался трос противовеса. В момент падения в кабине находился машинист. Он получил травму ноги. Мужчину госпитализировали. Лишь по счастливой случайности, никого из прохожих не задело. По словам местных жителей, кран был хлипкий, ненадежный. Из-за ветра он очень сильно качался.

Ещё одно крушение в той же в Москве, стройка на улице Гжатской. У крановщицы диагностированы переломы позвоночника и ноги. Ее состояние характеризуется как тяжелое.

И так по всей стране, в Ярославле, на Новоселковской улице. Верхняя секция крана упала с высоты 25 метров. Параллельно снесла угол строящегося дома и приземлилась на бетономешалку. Груда искореженного металла и лужи крови. Стропальщик пытался убежать от падающей стрелы, но не успел, у него оказался перелом позвоночника и разбита голова. Крановщика зажало в кабине. Помочь ему удалось только после приезда спасателей. Пострадавших отправили в больницу. Спустя три часа врачи сказали - жить будут.

В Краснодаре шквалистый ветер опрокинул на стройке кран, 30-летний крановщик скончался на месте.

В Самаре на стройке жилого комплекса утром рухнул огромный башенный на припаркованные внизу автомобили. В кабине находился крановщик: врачи пытались помочь ему, но мужчина умер в реанимации.

 Срок службы для башенного крана, грузоподъемностью 10 тонн - 10 лет, для грузоподъемных свыше 10 тонн - 16 лет. Сейчас делают бизнес на отслуживших срок этих машин, продают их по дешевке частникам, и они оседают на наших стройках.

Штатные крановщики в Казани отказались работать. Вместо того чтобы начать переговоры с протестантами, хозяева строек набрали штрейкбрехеров. Заглушили на время не слишком важные стройки, перевели оттуда специалистов. Мудрили и по другому, на один кран посадили человека с купленным удостоверением, на замену другому крановщику вызвали 66-летнюю пенсионерку. Она несколько дней поработала, потом отказалась: наверное, ей стало физически тяжело. Доверили управление железной махиной неопытному 20-тилетнему парню. Его пришлось спустить вниз. Привезли командировочных из Нижнего Новгорода. А в основном угрозами увольнений, а также обещанием "повесить" на них простои строительства загоняли на краны своих. И некоторые сдались.

Музыкальный коллектив из Самары «Неведомая земля» выступил в поддержку крановщиков Казани. Они переделали американскую песню про Кейси Джонса и назвали её по нашему - «Кузя Иванов». Вот какими словами они сопровождают эту песню: «Те, кто выходит на работу вместо бастующих, кто соглашается работать на износ в опасных условиях, вредят одновременно и своим товарищам, и себе самим. Сегодня ты покупаешь мечту о «личном успехе» ценой предательства, а завтра тебе придётся расплачиваться за это своим здоровьем и жизнью — вот уж поистине неразумный эгоизм». Привожу один куплет этой песни.

В Казани встали краны, забастовку объявив,

И только Кузя - крановщик позорит коллектив:

«Зачем бороться, - хнычет он. – Борьба – напрасный труд!».

Таких людей шестерками у нас зовут.

Сейчас на любом нашем предприятие можно останавливать работу по примеру крановщиков из Казани. Везде нарушаются нормы, законодательство. Возьмем самое заметное, "АвтоВАЗ". Здесь произошёл очередной несчастный случай со смертельным исходом. В одном из цехов погиб 52-летний рабочий. По производственной необходимости он спустился в подвал. Температура в цехе составляла 32 градуса. В подвале был спертый воздух и ещё более высокая температура. Вентиляция отсутствовала. Человек задохнулся. Когда его вытащили из подвала, пульс ещё был. Но "скорая" не успела. Руководство завода, впрочем, предпочитает делать вид, что ничего такого особенного с их работниками не происходит.

Шесть хирургов первой больницы Нижнего Тагила написали заявления об увольнении. Первой причиной назвали кадровый дефицит - на всю больницу работает шесть хирургов, на каждого в месяц приходится по 10 ночных дежурств, после которых врач обязан заступать на дневную смену.

«Не хочется сидеть в тюрьме, потому что в таких условиях работы легко что-то не усмотреть", — сказал один из хирургов Иван Александров. Врачи пытались обращаться к администрации больницы с целью улучшения условий труда, однако не получили никакого ответа.

Пришлось и министру Скворцовой сказать по этому случаю свое слово, она призналась, что врачи работали по очень высокому коэффициенту совместительства — 2,34 ставки. Работать в таком режиме очень тяжело и человек не успевает восстанавливаться.

Коллективное увольнение, это новый вид протеста, после хирургов из Нижнего Тагила, уволились травматологи в больнице Пятигорска, а в Александровской больнице, Владимирской области подали на увольнение одновременно 12 медсестер.

Один выход, к которому пришли казанские крановщики, работать по правилам, это итальянская забастовка. Этот способ за основу взял и профсоюз медиков, «Действие». Об итальянской забастовке предупреждают заранее. Вот в Пензе на вызов скорой фельдшер отправлялся в одиночку. По закону это не полагается и профсоюз объявил, что будет начинать, итальянскую забастовку. После такого предупреждения администрация стала укомплектовывать бригады, искать дополнительные кадры.

Сейчас получила предупреждение администрация скорой помощи в Петрозаводске. Здесь скорая помощь делает до 20 вызовов в смену. Допустимая норма 11-13. Из-за такой интенсивности люди не могут прерваться, чтобы даже поесть.

 По России катится волна таких забастовок медиков, врачи начинают работать строго по трудовому договору. Новости похожи на военные сводки: апрель 2019 года — фельдшеры скорой помощи в Новгородской области объявили итальянскую забастовку. Март — к ним присоединились врачи Новгородской области и сотрудники скорой в Можайске. Май — бастует Пенза, июль — протестуют Орловская и Тольяттинская станции скорых. В Орле с 15 июля часть сотрудников решили работать только на одну ставку и не выезжают в неукомплектованных бригадах. Можно сразу отличить медиков, участвующих в итальянской забастовке, они делают себе повязку из бинтов на руке.

Никто в одиночку не пойдет на баррикады, должна быть защита, общественная организация, профсоюз, он должен принимать официальные заявление от имени своих членов. Человек здесь может спрятаться, за общими постановлениями, как за бронированным щитом, в крайнем случае, сказать, все пошли, и я пошел. В нашем традиционном профсоюзе ФНПР все перемешалось, не поймешь, где свои, где чужие. Членами профсоюза являются те, кому дано право наказывать и поощрять, то есть представители администрации, и работники, которых притесняют и унижают. Субординация между начальниками и подчиненными автоматически переходит с производства в общественную организацию. Равноправия здесь нет и быть не может, все время оказываются правы те, кто выше по статусу, люди от работодателя. Можно сказать, что они в своих интересах приватизировали профсоюз.

В перестроечной России много говорили о демократии, свободе, в конце концов, те, кто сочиняли эти речи, призывы, решил закрепостить рядовых работников, приняли в начале двухтысячных новый Трудовой кодекс. Фактически стало невозможно объявить забастовку, не могут выжить ячейки новых, свободных профсоюзов, всеми способами стараются разъединить работников, чтобы каждый выступал по одиночке. Не найдешь даже помещения, где можно собраться вместе. Наши предприятия для работников превращаются в подобие исправительных колоний. Можно уволиться и перейти в другую такую колонию, с такими же порядками, одна система. Сейчас на митингах, различных акциях о рабском положение нашего работника мало говорят, а ведь именно в цехах должны зарождаться основы демократии и свободы. От положения работника в обществе государства перенимали свои названия – рабовладельческие, крепостнические, демократические. Как назвать наше?

Крановщики Казани, после короткой остановки производства обрели новые силы и надежды «Самое главное, что ситуация меняется к лучшему, медленно, но меняется, - считает лидер, Юрий Шарипов. - Если в течение последних лет нас никто не слышал, то теперь и контролирующие органы зашевелились, и работодатели пошли нам навстречу. Мы всем доказали, что рабочий человек не раб, и убедились на практике, что коллективная борьба реально работает. Как ни банально это звучит, но вместе мы – сила».

4.09.2019


МХГ в социальных сетях

  •  
Немедленно освободить актера Павла Устинова
Требуем остановить незаконные раскопки на территории мемориального кладбища Сандармох
Прекратить уголовное дело против участников мирной акции 27 июля 2019 года в Москве
Освободить Яна Сидорова, Владислава Мордасова и Вячеслава Шашмина
Требуем крупных номеров на полицейской форме!
Разрешить авиасообщение между Россией и Грузией
Свободу журналисту Ивану Голунову - автору расследований коррупции!

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2019, 16+. Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.