
1 
 

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 1028 

27 декабря 2021 года 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Поздравление с Новым годом 

РОССИЯ. 
1. Ростов-на-Дону. Блогер Павлищев арестован на 10 суток. Продолжение темы 
2. Владивосток. Подозрительное ДТП с юристом независимой газеты 
3. Екатеринбург. Претензии к порталу 
4. Пермь. Правда на стороне журналиста 
5. Чеченская Республика. Оппозиционный блогер заявил о похищении родственников 
6. Красноярск. Накануне пресс-конференции губернатора журналистам разослали 
«согласованные вопросы» 
7. Карелия. Роскомнадзор не дремлет 
8. Краснодарский край. Журналист столкнулся с полицией во время съемки незаконного 
строительства мусорного полигона 

АБХАЗИЯ. Во время очередной «мандариновой революции» в Сухуми пострадал оператор 
местного телевидения 

УКРАИНА. С 16 января 2022-го все печатные СМИ страны должны будут выходить только на 
украинском языке. Для местных городских и районных газет эта норма вступит в силу с 16 
июля 2024-го. Такое решение приняло украинское правительство 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В новый год – с новым министерством печати 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ*. Предыдущие выпуски дайджеста 

---------------------------------------------------------------------- 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Поздравление с Новым годом 

Друзья! Мы еще живы. И начнем 2022 год 1029 дайджестом. 

С наступающим всех наших и писателей, и читателей! Добрых вам дней, достоинства и 
здоровья. 

Ваша редакция. 

РОССИЯ. 

1. Ростов-на-Дону. Блогер Павлищев арестован на 10 суток. Продолжение темы 

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе 

Кировский районный суд арестовал блогера Ростислава Павлищева на 10 суток за 
публикации в социальных сетях символики «Умного голосования» и ФБК, признанного 
экстремистской организацией. 

В отношении двадцатилетнего блогера и гражданского активиста Ростислава Павлищева 
административное дело было возбуждено после того, как в полицию поступила (очевидно, по 
почте) анонимная жалоба некой гражданки. Вернее, это была «псевдонимная» жалоба – 
полиция человека с такой фамилией и именем-отчеством искала, в том числе, и по 
указанному на конверте адресу, но не нашла. В ней было написано, что сочинитель этого 
послания опасается за своего сына, читающего блоги студента Павлищева. Он разместил на 
своих страницах в Интернете эмблемы «Умного голосования» и ФБК, признанного 
экстремистской организацией (см. дайджест ФЗГ # 
1027 http://www.mediaconflicts.org/news/1643 ). 

«Убедительно прошу остановить этого человека и оградить нашу молодежь от экстремистских 
идей… Просто боюсь за сына и других молодых ребят! Экстремизм не должен быть 
безнаказанным!» - написано в письме. 

http://www.mediaconflicts.org/news/1643


2 
 

Как поясняет объединенная пресс-служба судов Ростовской области, посты, за которые на 
Павлищева составлены протоколы, были опубликованы 11 сентября и 25 декабря 2020 года, 
а выявлены только 12 ноября 2021 года. 

На второе судебное заседание Ростислав пришёл, как и на первое – с вещами, которые могут 
ему понадобиться в изоляторе временного содержания ГУВД Ростовской области. И, к 
сожалению, на этот раз это была не излишняя предусмотрительность. Призыв анонимной 
мамы оказался сильнее здравого смысла. 

2. Владивосток. Подозрительное ДТП с юристом независимой газеты 

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном 
округе 

Главный редактор и учредитель газеты «Арсеньевские вести» Ирина Гребнева в своей 
авторской колонке сомневается в случайности произошедшей трагедии с юристом редакции. 
И предполагает, что, возможно, это была попытка убийства. 

Дело в том, что в уходящем году юрист Татьяна Демичева отбила множество атак на газету 
со стороны Роскомнадзора, прокуратуры и суда. Татьяна – профессионал, участница многих 
международных и отечественных конференций по защите прав СМИ, и представляет 
интересы газеты вплоть до ЕСПЧ. 

Шестого декабря, когда она возвращалась в редакцию с очередной победой из судебного 
заседания, её сбила машина. Она потеряла много крови, несколько часов врачи боролись за 
её жизнь… Только через несколько дней в редакции узнали детали трагедии и у коллег сразу 
же зародились большие сомнения в том, что имело место обычное ДТП. 

Наезд произошел фактически на пешеходной дорожке, машина на полной скорости толкнула 
Татьяну в спину, отчего она упала вниз лицом. Полиция, явившаяся на место происшествия, 
почему-то заявила, что оштрафует саму потерпевшую, и позже не сообщала об этом 
происшествии вообще, пока главный редактор сама не связалась с краевым ГИБДД и 
Фрунзенским отделением дорожной полиции. Телекамера, которая была на здании над 
местом происшествия, оказалась неработающей (журналисты обратились в охрану уже после 
посещения полиции). И, наконец, на месте происшествия была какая-то девица, которая 
снимала происходящее на мобильник и которой Татьяна успела назвать газету и номер 
телефона. Но девица в редакцию так и не позвонила. 

«Все эти признаки привели меня к убеждению, что Таню Демичеву попытались убить.  Такое 
же мнение сложилось и у самой Татьяны, - пишет Ирина Гребнева. - Судя по всему, мы 
ничего не сможем доказать, но мы имеем право на наше личное мнение. Нас никто не 
заставит замолчать, никто не запугает». 

Татьяна Демичева выписана из больницы, хотя состояние у нее еще плохое. Редакция и 
читатели газеты желают ей скорейшего выздоровления. 

ФЗГ присоединяется к этим пожеланиям. 

3. Екатеринбург. Претензии к порталу 

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе 

Роскомнадзор прислал редакции портала Znak.com уведомление с требованием удалить с 
сайта две заметки про расследования «МБХ медиа» - проекта Михаила Ходорковского, 
который был закрыт этим летом. До этого Роскомнадзор заблокировал доступ к сайту на 
территории России. 

РКН ссылается на требования Генпрокуратуры от 3 августа 2021 года, которая считает 
необходимым ограничить доступ к информации «организаций, деятельность которых 
признана нежелательной». 

Речь идет о двух заметках, опубликованных в январе 2020 года. В одной речь шла о том, что 
глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин в новогодние праздники 
совершал перелеты по Финляндии на самолетах специального летного отряда «Россия», что 
обошлось бюджету в 8 млн рублей. В другой - про сооснователя Русского Афонского 



3 
 

общества бизнесмена Константина Голощапова, который владеет коттеджным поселком 
Tahko Tours на горнолыжном курорте Тахко, стоимость базы отдыха оценивается примерно в 
13 млн. евро, и она работает в убыток. Предпринимателя называют «массажистом 
президента РФ» из-за того, что, по данным журналистов, Голощапов помог вылечить 
будущему главе государства спортивную травму еще во время его активных занятий дзюдо. 

Неделю назад Znak.com по требованию РКН пришлось удалить 15 заметок о расследованиях 
издания «Проект», которое было признано нежелательной организацией также в этом году. 

В случае не удаления информации СМИ может грозить блокировка. 

4. Пермь. Правда на стороне журналиста 

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе 

Европейский суд по правам человека 7 декабря признал обоснованной жалобу пермского 
журналиста Михаила Лобанова. Ранее российские суды обязали его выплатить герою статьи 
компенсацию за публикацию якобы недостоверных сведений. Теперь же по решению ЕСПЧ 
Российская Федерация обязана выплатить Михаилу 7 500 евро. 

«Суд единогласно объявляет жалобу приемлемой, постановляет, что имело место нарушение 
статьи 10 Конвенции о защите прав человека (Свобода выражения мнения). Государство-
ответчик должно выплатить заявителю в течение трех месяцев сумму, указанную в 
прилагаемой таблице», - сказано в решении ЕСПЧ. 

Лобанов оспорил решение Ленинского районного суда Перми от 18 августа 2010 года, которое 
было частично изменено Пермским краевым судом. Не соответствующие действительности 
сведения российские судьи усмотрели в газете «Пермские новости» за 18 мая 2007 года, где 
была размещена статья «Развлечения от рэкетира?» о бывшем заместителе начальника 
инспекции Госстройнадзора Прикамья Сергее Скамрове. Порочащими признаны сам 
заголовок и выражения «корыстный преступник со стажем», «рэкетир», «уголовник». 

На момент выхода статьи судимость уже была погашена, поэтому в российских судах 
Скамров добился взыскания с журналиста компенсации в 10 тысяч рублей. ЕСПЧ с такой 
позицией не согласился. «Национальные суды не приняли во внимание позицию 
Европейского суда, что нельзя жаловаться на потерю репутации, если это является 
предсказуемым следствием собственных действий, таких как, например, совершение 
уголовного преступления», - пишет ЕСПЧ. 

Что ж, справедливость не имеет сроков давности. 

5. Чеченская Республика. Оппозиционный блогер заявил о похищении родственников 

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном 
округе 

Блогер Тумсо Абдурахманов, критикующий власти Чечни, сообщил в телеграм-канале, что 
девятерых его родственников похитили. По его словам, это его двоюродные дяди, братья его 
матери, двоюродная сестра, двоюродный племянник, троюродный брат и двоюродный брат, - 
блогер назвал имена всех похищенных. Последнего, двоюродного брата, по словам 
Абдурахманова, избили при задержании. 

Вероятной причиной случившегося Абдурахманов считает видео, выложенное его братом, где 
идет речь о председателе парламента Чечни Магомеде Даудове и оппонентах главы 
республики Рамзана Кадырова в Турции. 

«Ранее всем похищенным родственникам был выдвинут ультиматум, что они должны меня 
остановить, в противном случае им угрожали кровной местью», - рассказал блогер. Но сам 
отказался прекратить критику чеченских властей, несмотря на угрозу расправы с 
родственниками. Позже он опубликовал сообщение, что отпустили четверых родственников, 
но троих еще удерживают. 

Глава Чечни Рамзан Кадыров во время ежегодной пресс-конференции с журналистами 
заявил о своей непричастности и непричастности власти к исчезновениям родственников 
своих критиков. 



4 
 

Тумсо Абдурахманов не раз и раньше заявлял о похищениях своих родственников. 
Абдурахманов работал в руководстве ФГУП «Электросвязь» Чечни, но покинул республику в 
2015 году после незаконного задержания и конфликта с Исламом Кадыровым - родственником 
главы республики Рамзана Кадырова. В эмиграции он начал вести YouTube-канал, где 
критиковал руководство ЧР. Со временем блог стал самым популярным в Чечне. 

В феврале 2020 года неизвестный пробрался в квартиру Абдурахманова в Швеции и 
несколько раз ударил его молотком. Абдурахманов обезоружил нападавшего и вызвал 
полицию – см. дайджест ФЗГ # 934 http://gdf.ru/digest/item/1/1670#z8 . В начале 2021 года суд 
приговорил россиян, бывших участниками этого нападения, к разным срокам заключения. 

6. Красноярск. Накануне пресс-конференции губернатора журналистам разослали 
«согласованные вопросы» 

Владимир Серегин, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе 

Пресс-служба губернатора Красноярского края Александра Усса перед его пресс-
конференцией разослала в СМИ согласованные заранее вопросы. На это обратила внимание 
журналистка «ФедералПресс» Нина Обелюнас, которая заявила, что не будет подчиняться 
пресс-службе. 

«Сложилась уникальная ситуация, мне вчера пришел согласованный вопрос. Это 
согласование оказалось для меня удивительным. Я участвовала во многих пресс-
конференциях, и от меня никто и никогда не требовал задавать согласованные вопросы. 
Поэтому я задавать его не буду, а задам тот вопрос, который меня действительно 
интересует», - говорит журналистка «ФедералПресс». 

В итоге она поинтересовалась у Усса его позицией по поводу задержания и ареста вице-
спикера краевого Заксобрания Сергей Натарова. Его отправили в СИЗО по обвинению в 
растрате. Силовики забрали его прямо из больницы. 

Использована информация Тайга.инфо. 

7. Карелия. Роскомнадзор не дремлет 

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном 
округе 

Сумма штрафов, выписанных в 2021 году управлением Роскомнадзора средствам массовой 
информации республики, составила 79 тысяч рублей 

В Карелии зарегистрировано 108 средств массовой информации, преимущественно это 
периодические печатные издания (51%), сетевые (24%) и радиоканалы (14%). В течение 2021 
года за различные виды нарушений федерального законодательства, регулирующего 
деятельность СМИ, Карельское управление Роскомнадзора выявило 132 нарушения. Самые 
распространённые из них - это нарушение требований о предоставлении обязательного 
экземпляра документов и порядка объявления выходных данных в выпуске СМИ (чаще всего 
этим грешат районные газеты). 

Среди новых видов административных правонарушений – злоупотребление свободой 
массовой информации, это когда редакции СМИ забывают указывать в своих публикациях, 
что упоминаемые ими некоммерческие организации включены в реестр организаций, 
выполняющих функции иностранного агента, либо признанные террористическими по 
решению судов, прекратив свою деятельность (по три таких правонарушения зафиксировано 
Роскомнадзором в Карелии). 

В подавляющем большинстве случаев редакции СМИ, нарушавшие закон, отделывались 
предупреждениями. В течение года было выписано шестнадцать штрафов на общую сумму в 
79 тысяч рублей. Самый значительный из них пришёлся на нарушение периодичности и 
времени вещания и несоблюдение объёмов вещания, данное нарушение обошлось редакции 
в 30 тысяч рублей. 

8. Краснодарский край. Журналист столкнулся с полицией во время съемки 
незаконного строительства мусорного полигона 

http://gdf.ru/digest/item/1/1670#z8


5 
 

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном 
округе 

Сотрудники Росгвардии потребовали объяснений у журналиста и блогера Глеба Пьяных во 
время съемки сюжета о строительстве незаконного мусорного полигона. Съемки проходили у 
станицы Полтавской в Краснодарском крае, на частной территории. Силовики прибыли по 
вызову охранника. Всех присутствующих опросили. Полицейские беседовали с журналистом 
около часа, он написал объяснительную о причине проведения съемок. 

Ранее Глеб Пьяных работал на НТВ, сейчас ведет YouTube-канал с репортажами на 
политические и экономические темы. 

АБХАЗИЯ. Во время очередной «мандариновой революции» в Сухуми пострадал 
оператор местного телевидения 

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе 

В Сухуми за неделю до Нового года объединенная оппозиция уже в который раз предприняла 
попытку штурма зданий правительства и администрации президента Абхазии. Однако, как 
сообщают российские сетевые издания, входящие в холдинг «Сеть городских порталов», 
абхазские власти в этот раз хорошо подготовилась к «народным волнениям». Комплекс 
правительственных зданий обнесли ограждениями, а также снятыми с городских и школьных 
маршрутов автобусами. На место прибыл ОМОН, который использовал для разгона 
демонстрантов дымовые шашки. 

Правительство в итоге отделалось лёгким испугом. Пострадала только съемочная группа 
абхазского телевидения: оператор получил телесные повреждения, оппозиционеры разбили 
камеру, которой он снимал всё происходящее. 

Сами абхазы к таким событиям давно привыкли: в республике с населением 243 тысячи 
человек оппозиционеры регулярно штурмуют комплекс правительственных зданий. Так что 
последние новости больше всего взволновали россиян, забронировавших номера в Сухуми, 
Гаграх, Гудауте и Пицунде на новогодние каникулы. Многие отели, санатории и пансионаты 
умудрились реализовать свои путевки почти полностью. 

Ну а абхазским журналистам, работающим, кстати, весьма оперативно и профессионально, к 
таким ЧП, как разбитая камера и телесные повреждения (хорошо ещё, если легкие), увы не 
привыкать… 

УКРАИНА. С 16 января 2022-го все печатные СМИ страны должны будут выходить 
только на украинском языке. Для местных городских и районных газет эта норма 
вступит в силу с 16 июля 2024-го. Такое решение приняло украинское правительство 

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе 

Выходить на русском языке смогут лишь те газеты и журналы, которые будут дублировать 
весь тираж на украинском. Многие СМИ не смогут выполнить это требование по 
экономическим причинам: продажи тиражей газет на русском языке русскоязычным читателям 
не покроют расходы на ещё один тираж на украинском языке. 

«Тираж на украинском языке должен быть изготовлен, и обязательные экземпляры должны 
быть присланы в соответствии с законодательством, даже если кроме обязательных 
экземпляров больше ни один экземпляр на украинском не удастся распространить», - 
разъяснили журналистам и издателям в украинском Госкомтелерадио. 

Закон запрещает также любую рекламу на русском языке в этих СМИ. Единственное 
исключение, которое позволяет закон в плане использования иностранных языков как в 
журналистских материалах, так и в рекламе – так это английский язык и официальные языки 
Евросоюза, а также языки коренных народов. При этом официальные власти Киева не 
относят русских к коренным народам Украины. 

Украина стала единственным государством на постсоветском пространстве, которая приняла 
такие законы, ущемляющие права русскоязычного населения страны на издание газет и 
журналов на родном языке. В последний раз в современной истории такая «украинизация» 
части территории бывшей Российской империи проводилась в 1920-1930 годах, когда часть 



6 
 

районов Кубани входила в состав Украинской ССР. Старшее поколение кубанцев помнит, как 
учили в школе украинский язык – в те времена это было составным элементом общесоюзной 
кампании так называемой «коренизации» населения разных регионов. 

И по сей день этнические украинцы составляют значительную часть населения многих 
регионов России, особенно в южных областях и республиках. На Кубани, да и на Дону, до сих 
пор поют украинские песни, а вот язык со временем перешел, как считают одни ученые, в 
разряд говоров, другие же лингвисты и вовсе записали его в разряд суржиков – смешанных 
языков. Однако газеты, журналы, книги на этих местных наречиях не выходят, они 
существуют и передаются из поколения только как разговорный язык. 

В Крыму тоже не издаются газеты на украинском языке с нормальными периодичностью и 
тиражом. Хотя одна такая попытка была всё же предпринята – в августе прошлого года в 
Крыму тиражом 500 экземпляров вышел первый номер газеты «Кримський в?сник». Это 
событие широко освещалось в республиканский печатных и интернет-СМИ, однако вышел ли 
второй номер (первоначально периодичность «Кримського в?сника» предполагалась раз в 
квартал) корреспонденту ФЗГ не смогли ответить даже в министерстве внутренней политики, 
информации и связи Республики Крым. Пообещали «узнать и сообщить», но на момент 
выхода этого номера дайджеста ФЗГ нам так и не ответили. 

Сайт газеты «Кримський в?сник» также обнаружить не удалось. А ведь эта газета, как писали 
разные авторы в августе 2020 года на Интернет-ресурсах Крыма, это «уникальный проект 
издания в восемь полос, где на каждой странице - интересные факты или отсылки к истории 
украинского народа (в том числе - статьи про музей Леси Украинки в Ялте, первых 
переселенцев с Украины в Крым и стихотворения»). 

«Скучно жить на этом свете господа», - написал Николай Васильевич Гоголь. Это последняя 
фраза его «Повести как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». У неё нет 
продолжения, а в истории наших народов оно будет - это неизбежно. Простите уж за 
банальность, но правители приходят и уходят, а народы–то остаются. И мы, журналисты, до 
последнего будем надеяться, что они всё- таки будут читать газеты на родном языке! 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В новый год – с новым министерством печати 

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе 

Губернатор Ростовской области Василий Голубев подписал в декабре указ о создании 
регионального министерства региональной политики и массовых коммуникаций. Как сказано в 
сообщении пресс-службы губернатора, новое министерство будет отвечать за 
информационную политику, развитие местного самоуправления, а также содействовать 
развитию СМИ в регионе. При этом упраздняются три управления в Донском правительстве: 
информационной политики, по взаимодействию с органами местного самоуправления, 
социально-политических коммуникаций. Заявленная цель реформы - оптимизация работы в 
этих сферах. 

Такое подразделение в Донском правительстве уже создавалось десять лет назад, тогда оно 
называлось министерство внутренней и информационной политики и просуществовало всего 
три года – в 2014 году его упразднили. Возможно потому, что тогда областные власти не 
раздавали такое количество денег «на поддержку СМИ», как сейчас. А на самом деле – на 
свой пиар. Всего в бюджете области предусмотрено на эти цели 345 млн. рублей. 
Значительная сумма из этих средств - 46,1 млн. рублей – будет распределяться в ходе так 
называемых «конкурсов» на освещение деятельности правительства, а их проведение - 
достаточно трудоемкая работа. 

На рассказ телезрителям о заботе областных министерств и ведомств о дончанах 
планируется истратить в 2022 году около 10 млн. руб. за 120 минут вещания. Ещё 12,4 млн. 
должно пойти на размещение более 5 тысяч материалов на сайтах электронных СМИ. В 
газетах же появится 1,4 тысячи проплаченных полос с рассказами о неустанной заботе 
местной власти о народе и обойдется это самому народу, пополняющему областной бюджет, 
в 19,7 млн. рублей. 

Тендер на 4,1 млн. руб. на «оказание услуг по поддержке функционирования официального 
портала правовой информации Ростовской области» проводится отдельно. 



7 
 

Как проходят эти «конкурсы», мы неоднократно писали: победители обычно известны 
заранее. В условия «торгов» предусмотрительно заложены их характеристики – от тиража и 
формата полос, до распространения в специально отведенных для этого местах. На эти 
хорошо срежиссированные мероприятия, как говорится, «посторонним вход воспрещен». 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ*. Предыдущие выпуски дайджеста 

Дайджесты ## 1-984 см. http://www.gdf.ru/digest 
Дайджесты # 985-1027 см. http://www.mediaconflicts.org 

--------------------------------------------------------------------- 

CONTENT: 

THEME OF THE WEEK. Season's greetings 

RUSSIA. 
1. Rostov-on-Don. Blogger Pavlischev arrested for 10 days. Keeping with the theme 
2. Vladivostok. Lawyer for an independent print outlet had an ambiguous car accident 
3. Yekaterinburg. Complaints against web portal 
4. Perm. Journalist is in the right 
5. Chechen Republic. Opposition blogger reports kidnapping of relatives 
6. Krasnoyarsk. Journalists got "agreed questions" on the eve of governor's press conference 
7. Karelia. Federal media watchdog is on the alert 
8. Krasnodar Territory. A journalist confronted by police while filming illegal construction of a landfill 

ABKHAZIA. In Sukhumi, local TV cameraman was injured during latest "tangerine revolution" 

UKRAINE. Starting on January 16, 2022, all print outlets in the country are to be published only in 
Ukrainian. For local city and regional outlets, this rule will come into force on July 16, 2024. This is 
the resolution of Ukrainian government. 

GDF MEDIA STORIES. In the new year - with a new ministry of press 

GLASNOST DEFENSE FOUNDATION*. Previous issues of GDF* digests 

 

---------------------------------------------------------------------- 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности* (ФЗГ), http://www.gdf.ru. 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинкского Комитета еженедельно, по 
понедельникам с 11 августа 2000 года. 
Распространяется по 1500 электронным адресам в России и за рубежом. 

Под редакцией Алексея Симонова. 
Составитель Борис Тимошенко, руководитель службы мониторинга. 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылка на нашу организацию 
обязательна. 

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 417, Фонд защиты гласности. 
Адрес электронной почты: boris@gdf.ru и fond@gdf.ru 
По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста. 

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты 
гласности, просьба сообщить по адресу digest@gdf.ru . 

* После внеплановой проверки, проведенной минюстом на основе обращения гражданина, 
«запретившего разглашать свои персональные данные», ФЗГ был признан «некоммерческой 
организацией, выполняющей функции иностранного агента». 19 ноября 2015 года 
организация была включена в соответствующий реестр. 

** признан иноагентом 

http://www.gdf.ru/digest
http://www.mediaconflicts.org/

