
1 
 

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 993 

26 апреля 2021 года 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Задержаний журналистов на протестных акциях стало меньше 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Новый выпуск Всемирного индекса свободы прессы за 2021 год от 
Reporters sans frontières 

РОССИЯ. 

1. Северная Осетия. Угрозы расправы независимому изданию от сына бывшего главы 
республики 

2. Екатеринбург. Вшестером на одного 

3. Новосибирск. Журналист арестован 

4. Карелия. С портала «Петрозаводск говорит» неожиданно исчезла публикация. Нашлась в 
«ВКонтакте» 

5. Сахалинская область. В ответ на ограничения журналистской деятельности депутаты стали 
безымянными. Продолжение темы 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. 

1. Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы после долгих лет 
рассмотрения жалоб на сговор при проведении торгов за право освещения деятельности 
Донского правительства оставила их без удовлетворения 

2. Крупнейшая на Северном Кавказе типография «Кавказская здравница» пойдет с молотка 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Предыдущие выпуски дайджеста 

---------------------------------------------------------------------- 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Задержаний журналистов на протестных акциях стало меньше 

Борис Тимошенко, руководитель службы информации ФЗГ 

В стране 21 апреля прошли несанкционированные протестные акции в поддержку Алексея 
Навального. Как обычно, полиция задерживала участников уличных мероприятий, и в 
очередной раз среди пострадавших оказались корреспонденты, освещавшие происходящее. 
Однако на этот раз полицейские мешали журналистам не так активно - возможно, 
неожиданное миролюбие силовиков по отношению к ним объясняется тем, что представители 
прессы выходили работать на митинги в специальных жилетах установленного образца и с 
бейджами? 

Однако спецжилеты выдавали не всем – так, генеральный директор издания «Бумага» Кирилл 
Артеменко  заявил, что в Санкт-Петербурге его сотрудникам их не выдали. «Нам прямым 
текстом говорят – вы не журналисты», – сообщил Артеменко. 

Впрочем, действовали редакционные задания, бейджи и спецжилеты далеко не всегда – в 
Казани работавшего на акции корреспондента «Коммерсанта-Казань» Глеба Меркина 
задержали, несмотря на то, что он был в специальном жителе с надписью «Пресса», имел 
при себе бейдж и редакционное задание от издательского дома «Коммерсантъ». По словам 
журналиста, в автозаке полицейские проверили его документы, но потом заявили, что его 
«нет в списках», поэтому его повезут в отдел полиции. 

Также в Казани силовики задержали корреспондента Sota.Vision Булата Хайруллина. 
Задержание объяснили тем, что в его редакционном задании не было указано конкретное 
место, где журналист должен работать. 

В Воронеже полицейские также игнорировали наличие спецжилета и пресс-карты у 
корреспондента Sota.Vision Федора Орлова - трое силовиков утащили его в автозак, затем 
задержанного отвезли в участок, где удерживали продолжительное время. То же самое 



2 
 

случилось в Кемерово, где на протестной акции задержали имевшего с собой пресс-карту и 
редакционное задание журналиста издания «7х7» Андрея Новашова, причем он попал в 
автозак одним из первых. 

В Уфе среди задержанных оказался корреспондент UFA1.RU Артем Супонькин, выполнявший 
свою работу и присутствовавший на митинге по редакционному заданию. «Никто не 
объясняет, за что задерживают, просто грузят, и все», - рассказал журналист. В Махачкале на 
протестной акции задержали корреспондентов «Медиазоны» Юлию Сугуеву и Барият 
Идрисову. В Хабаровске - корреспондента издания «Арсеньевские вести» Марию Нуйкину. 

В Иркутске полицейскими задержан блогер и сооснователь проекта «Открытый микрофон» 
Дмитрий Баиров, который вел трансляцию с акции. Что стало поводом для задержания, и 
какое правонарушение вменяют Баирову – неизвестно. А уже после окончания мероприятия 
был задержан иркутский корреспондент «Сибирь. МБХ медиа» Игорь Голято. 

В Элисте внимание силовиков в очередной раз привлек главный редактор газеты 
«Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев. «Я вышел из дому и шёл к автобусной 
остановке. Полицейские меня уже ждали, доставили в отдел. Составили протокол», - 
рассказал журналист. Бадмаева отвезли в суд, который назначил ему 40 часов обязательных 
работ за «повторное нарушение порядка организации и проведения митинга». «Меня 
признали виновным в организации митинга, при этом представитель МВД подтвердил в суде, 
что никакого митинга сегодня в Элисте не было. Я спросил у судьи: «За что меня судят?», но 
ответа не получил», - заявил Бадмаев. 

Похоже, это был единственный случай, когда на журналиста составили протокол. Остальных 
представителей прессы, задержанных на акциях 21 апреля, отпускали без протоколов. 

Не оставались без дела и правоохранители в Санкт-Петербурге. Так, корреспондентов 
«Росбалта» не пропустили через оцепление к Невскому проспекту – полицию не устроил тот 
факт, что в предъявленном журналистами редакционном задании место их работы на акции 
было указано недостаточно четко. «Почему тут написано «центр»? Вы должны были 
перечислить улицы, на которых хотите работать», - объяснил полицейский. 

А вот корреспонденту ЗАКС.Ру Константину Ленькову повезло – издание сообщает, что, 
несмотря на наличие у журналиста всех необходимых документов и опознавательных знаков, 
полицейский отвел его в автозак, но там более вменяемый коллега в форме возмущенно 
сказал: «***** [зачем] вы прессу привели? Иди ** *** [прочь] отсюда». После этого журналиста 
отпустили. 

В Москве полиция вела себя на удивление смирно, ограничившись «профилактическими 
беседами» с журналистами, хотя время для подобных разговоров было выбрано не самое 
удачное – к корреспонденту «Медузы» (объявлено минюстом 23 апреля СМИ-инагентом) 
Александру Горохову пришли в 6:30, к журналисту Sota.Vision Артёму Кригеру - около 7 утра, к 
автору «Новой газеты» Никите Гирину - в 6 утра… Но задержаний сотрудников СМИ и, тем 
более, мордобоя, не зафиксировано. 

Так что по сравнению с протестными мероприятиями, проходившими в январе и феврале, 
когда работавших там журналистов избивали, массово задерживали, а суды их штрафовали и 
арестовывали, акция 21 апреля выглядит праздником. 

Осталось понять, это надолго, или случилась какая-то аномалия? 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Новый выпуск Всемирного индекса свободы прессы за 2021 год от 
Reporters sans frontières 

Организация Reporters sans frontières («Репортеры без границ») опубликовала очередной 
ежегодный мировой рейтинг свободы СМИ. 

«Еще никогда с момента начала применения актуальной методики в 2013 году число стран, 
где ситуацию со свободой прессы можно было оценить как «хорошую», не было таким малым. 
В 2020 году их количество сократилось до 12», - сообщают составители Всемирного индекса 
свободы прессы. По данным RSF, в 73 государствах из 180 независимая журналистика 
полностью или частично блокировалась, еще в 59 странах работа СМИ была 
затруднительной. 



3 
 

В докладе RSF подчеркивается, что во многих государствах давление на журналистов 
объясняли борьбой с распространением коронавируса. 

Это касается и стран, ранее занимавших высокие места в рейтингах RSF. В частности, в 
Германии в 2020 году число нападений на журналистов по сравнению с предыдущим годом 
увеличилось в пять раз: 65 нападений в 2020 году против 13 в 2019 году. В докладе 
отмечается, что инциденты происходили чаще всего в ходе уличных акций за отмену 
антиковидных ограничений. В Италии также был зафиксирован ряд нападений на репортеров, 
освещавших протесты в связи с мерами по борьбе с пандемией. Как и во Франции, где 
полиция неоднократно применяла насилие к журналистам. 

Самой опасной для журналистов страной в Европе эксперты назвали Беларусь. «После 
спорных президентских выборов 9 августа режим Александра Лукашенко попытался 
помешать независимому освещению ситуации в стране при помощи насилия и массовых 
репрессий», - говорится в докладе. По данным RSF, в Беларуси более 400 журналистов до 
конца 2020 года были задержаны или арестованы, многие из них впоследствии сообщали о 
том, что подвергались в заключении унижениям и насилию. Также после выборов доступ к 
десяткам независимых новостных сайтов оказался заблокирован. 

Россия в мировом рейтинге свободы прессы за год опустилась на одну позицию и находится 
теперь на 150 месте, между Демократической Республикой Конго и Гондурасом. Причиной 
регресса составители доклада называют ряд принятых законов, которые ограничивают 
свободу прессы и усиливают контроль за пользователями в Интернете. А Роскомнадзор, 
наблюдающий за работой СМИ в России, относится к «самым большим врагам Интернета» в 
мире, считают эксперты RSF. 

Наиболее свободные СМИ по-прежнему в Северной Европе - на первом месте пятый год 
подряд находится Норвегия, за ней Финляндия, Швеция и Дания. Пятой неожиданно стала 
Коста-Рика. «Здесь, как ни в одной другой стране этого региона, уважают права человека и 
свободу мнений», - сообщают авторы доклада. 

Далее в десятке лучших - Нидерланды, Ямайка, Новая Зеландия, Португалия и Швейцария. 

А замыкают список Туркменистан (178 место), Северная Корея (179) и Эритрея (180). 

Выпуск Всемирного индекса свободы прессы за 2021 год см. https://rsf.org/en/ranking 

РОССИЯ. 

1. Северная Осетия. Угрозы расправы независимому изданию от сына бывшего главы 
республики 

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном 
округе 

Главный редактор независимого интернет-издания Ossetia News Тимур Мазаев обратился в 
редакцию «Новой газеты» с просьбой о помощи. Он сообщил об угрозах расправы, 
полученных от человека, представившегося сыном бывшего главы республики Вячеслава 
Битарова. Звонившего вывела из себя публикация шуточного поста в инстаграме издания, и 
он угрожал «отрезать головы» сотрудникам Ossetia News и сжечь редактора «вместе с домом 
и семьей», если пост про него не удалят. Мазаев был вынужден временно уехать из Северной 
Осетии. 

Предыстория: 12 апреля в аэропорту Внуково старший сын экс-главы Северной Осетии 
Вячеслава Битарова Зелимхан подрался с сыном лидера ЛДПР Владимира Жириновского 
Олегом Эйдельштейном. Как сообщали СМИ, конфликт произошел на почве «политического 
спора»: Сын экс-главы республики несколько раз ударил сына лидера ЛДПР. Инцидент попал 
на видео, разошелся по интернету и стал в Северной Осетии главным инфоповодом на 
несколько дней. 

В инстаграм-аккаунте Ossetia News (213 тыс. подписчиков) 14 апреля был размещен пост о 
том, что «Академия смешанных единоборств «Алания MMA» предложила Битарову и 
Эйдельштейну «выяснить отношения в клетке». Пост сопровождался шуточной картинкой - на 
ней Битаров и Эйдельштейн представлялись в виде бойцов смешанных единоборств. 

https://rsf.org/en/ranking


4 
 

«Мне даже мысли не пришло, что картинка может вызвать чье-то недовольство», - 
рассказывал Тимур Мазаев в редакции «Новой». Он рассказал, что его медиа 
специализируется на новостях про республику и выходцев из Северной Осетии, 
распространяя их через свои соцсети, проблемные материалы публикуются редко. «Когда мы 
только запускались, мы решили, что будем делать акцент на хороших новостях, будем 
стараться искать позитив. Потому что негатива в республике хватает», - говорит Мазаев. 
Шутливая новость про бой Битарова и Эйдельштейна, очевидно, вписывалась в эту 
концепцию. Но человек, представившийся Зелимханом Битаровым, видимо, шутки не понял и 
на протяжении полутора минут кричал и угрожал Мазаеву, обещая расправиться с ним и 
другими членами редакции Ossetia News, хотя редактор предупредил, что будет записывать 
разговор. Вот его фрагмент: 

«Я тебя вместе с твоими хозяевами сожгу *****, сукиного сына, понял ты меня? Я тебе еще 
раз повторяю, если через две минуты там пост этот будет, я вас всех сожгу». 

«Нам вообще часто претензии прилетают, - рассказывал Мазаев в «Новой». - Даже за 
комментарии, которые люди оставляют под нашими постами, хотя при чем тут мы? Но все эти 
претензии были от людей попроще, они были без мата, без угроз, и всегда был шанс 
объяснить свою позицию, что-то исправить. А тут никакого диалога не получилось». 

Пост Мазаев, несмотря ни на что, решил не удалять. Но 16 апреля он купил билеты на 
самолет и улетел в Москву, считая, что у таких людей, как Зелимхан, всегда есть окружение, 
даже без приказа желающее выслужиться перед хозяином. 

Редакции «Новой» не удалось дозвониться до Зелимхана Битарова, чтобы взять у него 
комментарий. 

«Новая газета» опубликовала эту историю, чтобы обезопасить редакцию Ossetia News. 

2. Екатеринбург. Вшестером на одного 

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе 

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга 22 апреля назначил 9 суток ареста 
сотрудничающему с «ОВД-Инфо» правозащитнику Сергею Зыкову, признав его 
организатором митинга в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Судья Ольга 
Черных посчитала, что в посте на Facebook, где говорится, что «ОВД-Инфо» предоставляет 
бесплатную юридическую помощь задержанным на митингах, есть «завуалированный призыв 
выходить» на несанкционированные акции протеста». 

Зыкова жестко задержали накануне на акции протеста в Екатеринбурге. Его повалили на 
землю, а один из полицейских фактически сидел на правозащитнике. После этого Зыкова 
отвезли в отделение полиции, где на него в течение восьми часов составляли протоколы за 
«организацию протестной акции» (часть 2 статьи 20.2), за пост в Facebook, за участие в 
митингах 23 и 31 января (часть 5 статьи 20.2), а также за то, что он сопротивлялся при 
задержании (часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ). 

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова осудила 
действия полицейских, которые вшестером задерживали правозащитника. По мнению 
омбудсмена, видео, на которое попало задержание Зыкова, характеризуют сами действия 
полиции с явными признаками нарушений. Зыков попросил лейтенанта, который к нему 
подошел, всего лишь представиться. 

«Нахождение полиции на мероприятиях порой носит ярко выраженный карательный характер 
и не имеет ничего общего с обеспечением правопорядка и защитой прав горожан», - отметила 
Мерзлякова. 

Омбудсмен направила в адрес главного управления МВД по региону письмо с просьбой о 
проверке действий полицейских, а также написала руководителю областного следственного 
управления СК и в свердловскую прокуратуру. 

ФЗГ следит за развитием событий. 

3. Новосибирск. Журналист арестован 



5 
 

Владимир Серегин, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе 

Суд Новосибирска арестовал журналиста Николая Сальникова. Следствие вменяет 
Сальникову вымогательство денег у фигурантов его ролика в YouTube «История успеха ОПС 
«Успех»: из рэкетиров в депутаты». Известно, что на Сальникова написал заявление один из 
героев расследования – депутат горсовета Александр Тарасов. Журналист утверждал, что 
депутата судили за изнасилование, однако у него была одна судимость лишь за подделку 
документов. После жалобы Тарасова журналист удалил видео, но 9 апреля появился новый 
ролик. 

Николая Сальникова отправили под арест в СИЗО до 16 июня 2021 года. Уголовное дело 
возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Решение суда может быть обжаловано, 
так как еще не вступило в законную силу. 

Напомним, Николая Сальникова уволили из правительственной телекомпании ОТС, после его 
видео о ситуации с лесными пожарами. Журналист потребовал от Москвы начать борьбу с 
огнем в сибирской тайге. В видеообращении он напомнил о зарплатах топ-менеджеров 
российских госкомпаний, противопоставив их комментарию властей о том, что тушить пожары 
в Красноярском крае «экономически невыгодно». 

4. Карелия. С портала «Петрозаводск говорит» неожиданно исчезла публикация. 
Нашлась в «ВКонтакте» 

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном 
округе 

На портале «Петрозаводск говорит» была опубликована статья журналистки Антонины 
Кябелевой «Закон о детях войны Карелии «припудрили» льготами-пустышками». Автор 
подробно описала, как проходило в парламенте республики рассмотрение законопроекта, 
начиная с 2012 года и что конкретно получат дети войны, если республиканский закон «О 
детях войны Карелии» будет принят. Из текста статьи следовало, что каждый новый проект 
закона в лучшем случае не сокращал сумму финансовой поддержки пожилых людей, 
переживших годы Великой Отечественной войны, будучи детьми. А выделяемых денег 
хватало разве что на изготовление удостоверений и значков, подтверждавших статус новой 
категории льготников. На 32 806 пенсионеров, попадавших в число детей войны (столько их 
осталось в республике), из регионального бюджета выделялось на «поддержку» порядка 12 
миллионов рублей. То есть, каждый мог рассчитывать на 365 рублей единоразово. Эту 
ситуацию едко прокомментировала А. Кябелева. Статья её была опубликована. Однако в 
открытом доступе пробыла недолго, вскоре исчезнув. Никто публично комментировать 
двусмысленную ситуацию не стал. Но Кябелева честно сообщила читателям, что её статья 
была удалена с сайта и текст публикации разместила на своей странице «ВКонтакте». 

Подоплёка истории с признаками цензуры объясняется, на мой взгляд, довольно просто. 
Владелец медиа-холдинга, куда входит и портал «Петрозаводск говорит», является 
депутатом парламента Карелии и входит во фракцию «Единая Россия». Именно эта 
парламентская фракция накануне очередных выборов в Заксобрание Карелии инициировала 
принятие законопроекта «О детях войны РК». И, надо полагать, коллеги депутата А. 
Мазуровского, собственника портала, с непониманием восприняли информационную атаку 
принадлежащего ему издания на «единороссовскую» инициативу, которую депутат А. 
Мазуровский, разумеется, тоже поддержал. Можно лишь догадываться насколько острый у 
него состоялся разговор с коллегами по фракции, но статья Кябелевой недолго провисела на 
сайте «Петрозаводск говорит». 

5. Сахалинская область. В ответ на ограничения журналистской деятельности депутаты 
стали безымянными. Продолжение темы 

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном 
округе 

С некоторых пор независимый портал Sakh.com стал публиковать новости с заседаний 
облдумы без указаний фамилий депутатов. Да, так вот и пишут, и даже выносят в заголовок, 
освещая, например итоги заседания комитета по социальной политике: «А. стал главным по 



6 
 

социалке в облдуме, а Н. ушла из его комитета». Более того, Sakh.com не публикует и фото 
депутатов. 

Такой необычный бойкот со стороны журналистов начался после того, как они неоднократно 
сталкивались в стенах зала заседаний Думы с ущемлением своих прав. Начальник 
управления организационного и документационного обеспечения Сахалинской областной 
Думы Вячеслав Багин при поддержке председателя Думы Андрея Хапочкина постоянно 
указывает, где именно стоять и как именно снимать журналистам Sakh.com – например, 
близко не подходить к тому месту, где сидит председатель Думы и его зам. Другим 
представителям СМИ таки претензий не предъявляют. Почему? Депутатам не нравятся 
ракурсы, с которых их снимают, не нравится то, что журналисты иногда ловят их дремлющими 
и углубленными в свой телефон во время обсуждения важных вопросов. Тема о том, что 
делать с независимыми журналистами, дабы плохие ракурсы не были обнародованы, даже 
удостоилась отдельного обсуждения в Думе. ФЗГ писал об этом (см. дайджест # 983 -
 http://gdf.ru/digest/item/1/1728#z6 ). 

Еще тогда редактор Sakh.com Ксения Семенова предложила депутатам: «Sakh.com вообще 
перестанет фотографировать народных избранников и - для большего эффекта - употреблять 
их фамилии. На самом деле, людям все равно, как выглядит тот или иной депутат, судить о 
нем нужно по делам. Особенно интересным этот эксперимент может стать перед выборами 
2022 года, когда мы будем менять облдуму. В этот период депутаты готовы на какую угодно 
фотографию, лишь бы появиться на страницах Sakh.com. И рот они открывают шире, и голос 
их звучит громче. Неважно, как я выгляжу и что говорю, главное - напишите. Уровень 
обидчивости в этот период снижается максимально». 

Ограничения коснутся всех 28 депутатов, потому что никто из них не вступился за 
журналистов. Однако, есть исключения, сообщает редактор Sakh.com – «фамилии депутатов 
будут указываться нами только в том случае, если депутат скажет самую откровенную 
глупость. Подчеркиваем: самую откровенную, так как глупость наши депутаты произносят 
довольно часто». 

Ограничения будут сняты только после публичных извинений господина Хапочкина с доходом 
в 639 тысяч рублей в месяц (декларация 2019 года, источник финансирования - областной 
бюджет) и господина Багина с доходом 205 тысяч рублей в месяц (декларация 2019 года, 
источник финансирования - областной бюджет) перед редакцией ИА Sakh.com, которая 
честно, объективно, независимо и бесплатно для бюджетов всех уровней делает свою работу 
в интересах читателей - жителей Сахалинской области. Кроме того, главный редактор 
Sakh.com отправит жалобу на ограничение прав и свободного передвижения журналистов 
агентства по Сахалинской областной думе прокурору Сахалинской области. 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. 

1. Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы после долгих лет 
рассмотрения жалоб на сговор при проведении торгов за право освещения 
деятельности Донского правительства оставила их без удовлетворения 

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе 

Правительством Ростовской области были заключены десятки контрактов с единственным 
поставщиком - ГУП РО «Дон-Медиа». Предметом указанных закупочных процедур являлось 
производство и размещение информационных материалов на областном телеканале, 
организация услуг сурдоперевода, информационное сопровождение деятельности органов 
власти Ростовской области. 

Также Ростовским УФАС России установлено, что правительство Ростовской области 
является единственным учредителем ГУП РО «Дон-Медиа». Таким образом, правительство 
области фактически дополнительно финансировало свое собственное подразделение под 
видом проведения торгов. И, тем не менее, Ростовский УФАС не усмотрел в таком положении 
вещей никаких нарушений антимонопольного законодательства. 

Журналист Сергей Синеок, как заявитель этих обращений в областной УФАС, многократно 
обжаловал эти решения в Федеральной антимонопольной службе. Оттуда жалобы неизменно 
отправлялись снова в Ростов-на-Дону. И вот, наконец, окончательный вердикт Федеральной 

http://gdf.ru/digest/item/1/1728#z6


7 
 

антимонопольной службы: оставить жалобу на решение Ростовского УФАС России по делу о 
нарушении антимонопольного законодательства # 1703/05 без удовлетворения. 

На каком основании? Ну, во-первых, жалобу столько раз отфутболивали из Москвы в Ростов и 
обратно, что все сроки её рассмотрения прошли. А во-вторых, «к числу основных принципов 
контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе 
относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и 
муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки». Ну, тогда, если 
следовать этой логике, конкурсы на закупки можно вообще не проводить. А антимонопольную 
службу закрыть за ненадобностью! 

Кстати, самая дорогая в России стоимость сурдопереводов для телезрителей – тоже у ГУП 
РО «Дон-Медиа». Если минута просмотра передач телеканала «Дон-24» глухими и 
слабослышащими зрителями обходилась ростовским налогоплательщикам в 2 200 рублей, то 
ставропольским – всего в  84 рубля. При этом зарплата сурдопереводчика, работающего в 
«Дон-Медиа», составляет около 30 тыс. рублей в месяц. 

2. Крупнейшая на Северном Кавказе типография «Кавказская здравница» пойдет с 
молотка 

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном 
округе 

На сайте «Российского аукционного дома» (РАД) появился лот по продаже стопроцентного 
пакета акций крупнейшей на Северном Кавказе типографии «Кавказская здравница», 
находящегося в городе Минеральные Воды. О том, что торги состоятся 29 июня, подтвердили 
сразу нескольким СМИ в пресс-службе РАД. 

Как сообщается на сайте торговой площадки, на торги выставлены 465 320 обыкновенных 
именных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая. Первоначальная стоимость 
продаваемого объекта - 199,2 миллиона рублей. Потенциальный покупатель получит в 
собственность 11 объектов недвижимого имущества (здания, сооружения, гаражи и так 
далее), два земельных участка и движимое имущество в виде автомобилей и типографского 
оборудования. 

Поводом для продажи «Кавказской здравницы» стала убыточность предприятия. В 2020 году 
оно заработало 66 млн. рублей, из которых 825 тыс. рублей - чистая прибыль. Предприятие 
постепенно перестало приносить доход с приходом всеобщей цифровизации и постепенным 
отказом СМИ от бумажных версий в пользу онлайн-площадок. Его продают по прогнозному 
плану приватизации на 2020-2022 годы. 

Прекращение деятельности типографии будет большой потерей для издательского дела 
региона – в ней печаталась львиная доля периодических изданий Северного Кавказа и 
Ставрополья, книги, брошюры, полиграфическая продукция. Предприятие владеет двумя 
производственными комплексами в Минеральных Водах. Впрочем, о полном прекращении 
деятельности пока речь не идет - у региональной власти и руководства АО есть свои планы 
по сохранению предприятия, которое с развитием современных полиграфических технологий 
может обойтись без избыточных площадей, зато нуждается в эффективном управлении 
недвижимостью. Недолго ждать, чтобы убедиться, насколько планы спасения предприятия 
реальны. Во всяком случае, торги 29 июня пока никто не отменял, прием заявок на участие в 
торгах продолжается. 

 

---------------------------------------------------------------------- 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru. 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинкского Комитета еженедельно, по 
понедельникам с 11 августа 2000 года. 
Распространяется по 1500 электронным адресам в России и за рубежом. 

Под редакцией Алексея Симонова. 
Составитель Борис Тимошенко, руководитель службы мониторинга. 



8 
 

  
При использовании информации и материалов дайджеста ссылка на нашу организацию 
обязательна. 

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 417, Фонд защиты гласности. 
Телефон/факс: (495) 637-49-47, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru 
По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста. 

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты 
гласности, просьба сообщить по адресу digest@gdf.ru . 

После внеплановой проверки, проведенной минюстом на основе обращения гражданина, 
«запретившего разглашать свои персональные данные», ФЗГ был признан «некоммерческой 
организацией, выполняющей функции иностранного агента». 19 ноября 2015 года 
организация была включена в соответствующий реестр. 


