Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Военная тайна. ФСБ сформирует еще один подотряд "иностранных агентов"



Леонид Никитинский, обозреватель «Новой газеты», член Совета при президенте РФ по правам человека, лауреат премии Московской Хельсинкской группы в области защиты прав человека:

29 сентября Министерство юстиции признало «журналистами-иноагентами» 21 человека, из которых лишь Сергей Смирнов и Петр Верзилов, главный редактор и издатель «Медиазоны» соответственно, могут быть отнесены к «журналистам», остальные 19 — координаторы движения наблюдателей на выборах «Голос». Всего таких «агентов-физиков» в реестре Минюста 47 — и это пока лишь одна ветвь, формируемая по признаку «занятия политической деятельностью».

Вторая ветвь, которая, по идее, должна произрасти из той же статьи 2.1, внесенной в «закон Димы Яковлева» 30 декабря прошлого года, может быть сформирована по признаку «целенаправленного сбора сведений в области военной и военно-технической деятельности», перечень которых 1 октября в соответствии с тем же законом опубликовала ФСБ РФ.

На стадии обсуждения проекта этого документа на общедоступном портале эксперты в области той самой военной и военно-технической деятельности указывали, что он охватывает «примерно все», что пока еще не отнесено к государственной тайне. На утверждение документа эта критика не повлияла, и хотя публикация, например, сведений о неуставных отношениях в армии, не запрещена, их «сбор» грозит теперь журналистам статусом «иностранного агента» — если при этом они получают (или получали) некую помощь из-за рубежа.

А вот с этим признаком разобраться еще сложнее, так как статья 2.1 и сама изложена как бы в зашифрованном виде. Вот ее текст, упрощенный путем вычитания того, что относится к ветви «политической деятельности»:

«Физическое лицо... может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории РФ в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее — иностранный источник)... целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности РФ... в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами РФ, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи)».

Имеющий уши слышать, да слышит: «…в его (иностранного источника) интересах и «в связи с оказанным на него (то есть на журналиста) воздействием». Дальше юридически надо ставить вопрос о бремени доказывания:

  • кто должен доказывать, что организаторы конференции за рубежом, в которой данный журналист принимал участие 3 года назад и что-то там съел за ужином, «оказывали на него воздействие»?
  • Или «интерес иностранного источника» и «воздействие» презюмируются?
  • А как и где в последнем случае кандидат в «агенты» может это опровергнуть?

Ответ дает уже формирующаяся практика признания «иностранными агентами» по признаку политической деятельности. Статус «агента», фактически влекущий ущемление права журналиста, присваивается во внесудебном порядке, и оспорить его в суде пока никому еще не удалось: пока иски журналистов «Открытых медиа» Максима Гликина* и Юлии Ярош* переданы из районных судов в Мосгорсуд на том основании, что данные о получении ими «иностранного финансирования» Минюст также считает «государственной тайной».

Признак «политической деятельности» сформулирован в декабрьской статье 2.1 «закона Димы Яковлева» и в практике Минюста столь широко, что особой нужды в формировании еще одного отряда «агентов» нет — «перечень сведений», только что опубликованный ФСБ, будет играть разве что предупредительную роль: чтобы никто не совал свой нос «в область военной и военно-технической деятельности», особенно в части расходов на них из государственного бюджета.

* Включены Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.

Источник: Новая газета, 1.10.2021


Приведенные мнения отображают позицию только их авторов и не являются позицией Московской Хельсинкской группы.

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.