Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

МХГ: Выводы и рекомендации по итогам наблюдения на "Марше памяти Бориса Немцова" в Москве

 

24 февраля в Москве состоялся “Марш памяти Бориса Немцова” - мирное массовое публичное мероприятие в форме демонстрации. Московская Хельсинкская Группа направила на мероприятие гражданских наблюдателей для фиксации хода акции, реакции властей на нее и контроля за соблюдением прав граждан. По итогам наблюдения подготовлены предварительные выводы и рекомендации органам власти.

С удовлетворением отмечаем, что у наблюдателей не возникло претензий непосредственно к сотрудникам правоохранительных органов, привлеченным для охраны общественного порядка в ходе проведения демонстрации. Наша оценка принятых мер по обеспечению свободы мирных собраний, а также выводы и рекомендации адресованы представителям органов исполнительной власти Москвы, отвечающим за принятие решений об администрировании массовых мероприятий.

В первую очередь обращаем внимание на организацию доступа участников на демонстрацию. Рамки металлодетекторов, несмотря на их немалое число (30), а также тщательный осмотр личных вещей значительно замедляли проход участников на демонстрацию, в результате перед рамками образовалось плотная масса людей. Таким образом, был достигнут результат, прямо противоположный декларируемому, и созданы дополнительные риски для участников массового мероприятия. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов, действуя в соответствии с полученным приказом,  установили ограничения по времени доступа участников мероприятия, чем создали искусственный очаг напряженности и фактически ввели запрет на присоединение к акции после определенного времени. Граждане, пришедшие на марш около 14:30, не смогли реализовать свое конституционное право на свободу собраний. При этом приказ, который служил основанием для подобных ограничений и фактически регулировал ход публичного мероприятия, перекрытие движения транспорта, места прохода пешеходов-участников шествия, предварительно с организаторами не обсуждался, его детальное содержание было им неизвестно.

Схожим образом, ограничивает право граждан на свободу собраний практика установления ограждений вдоль маршрута шествий и демонстраций без возможности присоединиться к массовому публичному мероприятию вне основного пункта пропуска на него. Напомним, что публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому акция, что предполагает возможность присоединиться к ней любым гражданам, разделяющим цели акции, в любое время и в любом месте, а если это шествие или демонстрация - на всей протяженности маршрута.

На наш взгляд, этих проблем можно было бы избежать при наличии конструктивного диалога между организаторами массового публичного мероприятия и представителями органов власти, ответственными за поддержание общественного порядка. К сожалению, Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», вводя в юридический оборот понятие согласования, не разъясняет, что под ним подразумевается. В результате представители исполнительной власти зачастую трактуют согласование как диалог между просителями и начальством. В то же время Руководящие принципы по свободе мирных собраний, подготовленные советом экспертов БДИПЧ ОБСЕ, рекомендуют определить четкую и прозрачную процедуру взаимодействия между организаторами массового публичного мероприятия и органами исполнительной власти, а также обеспечить достаточный доступ широкой общественности к достоверной информации о публичных мероприятиях. Мы призываем московские власти осознать свою ответственность в сфере прав человека и начать действовать в соответствии с данными принципами.

Призываем полицию и войска Национальной гвардии обратить внимание на подходы, закрепленные в руководстве «Права человека и обеспечение правопорядка во время публичных собраний», подготовленном по запросу БДИПЧ ОБСЕ ведущими экспертами по мерам полицейского реагирования из разных стран. Целью действий правоохранительных органов должно быть избежание возникновения или эскалации конфликтов, в т.ч. через прямую коммуникацию с организаторами, оказание им содействия, донесение информации о своих намерениях, приверженность правилу «без неожиданностей».  Следование этим подходам позволит выполнить и ключевые задачи по содействию в реализации права на свободу собраний, и задачи по охране общественного порядка.

МХГ в социальных сетях

  •  
"Там где есть пытки — нет правды!" Петиция с призывом прекратить "дело Сети*"
Против изоляции российского интернета
Защитить свободу слова и СМИ! Прекратить преследование Светланы Прокопьевой
Потребуйте освобождения Анастасии Шевченко из-под домашнего ареста
Верните россиян домой! Обмен пленными Россия-Украина
Выпустите 75-летнего ученого Виктора Кудрявцева из изолятора!
Прекратить дело "Нового величия"!

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2019, 16+. Текущая версия сайта поддерживается благодаря проекту, при реализации которого используются средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.