Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Внесен законопроект, позволяющий генпрокурору отзывать лицензии СМИ

 

Василий Пискарев. Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Группа депутатов от разных фракций (кроме КПРФ) во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Василием Пискаревым (ЕР) внесла законопроект с поправками к нескольким законам, сообщает издание Коммерсантъ. Поправки, по словам авторов, позволят дать «оперативный симметричный ответ на недружественные действия в отношении российских средств массовой информации». При этом под закон подпадут и российские СМИ в случае их «противоправных действий». Законопроект, в частности, наделяет Генпрокуратуру правом внесудебного отзыва лицензий у печатных СМИ: до сих пор сделать это можно было лишь через суд. Медиаюристы и представители медиарынка опасаются, что инициатива может привести к мгновенной остановке любых независимых СМИ, тогда как ее авторы считают, что проект отвечает условиям информационной войны, а у медиа сохранится возможность обжаловать блокировку.

Согласно поправкам, в случае запрета (ограничения) на территории иностранного государства деятельности российского СМИ «в качестве ответной меры» на основании решения генпрокурора или его заместителей в России может быть запрещена (ограничена) деятельность иностранного СМИ, зарегистрированного на территории этой страны и распространяющего свои материалы в России по лицензионному договору или через российское юридическое лицо. Такое решение влечет за собой запрет на распространение материалов этого СМИ (в том числе в интернете), их хранение, на учреждение им в России юридических лиц либо участие в них, а также прекращение аккредитации его корреспондентов.

В законе об информации расширяется перечень видов противоправной информации — в него предлагается включить дискредитацию вооруженных сил, призывы к воспрепятствованию их использования, а также к введению санкций в отношении России, ее граждан и юрлиц. Поправки вводят в закон новую статью о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых неоднократно размещалась противоправная информация: в случае установления такого факта генеральный прокурор получит право обратиться в Роскомнадзор «с требованием о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу».

Предлагаемая новая статья закона о СМИ также наделяет генерального прокурора и его заместителей правом признать регистрацию СМИ недействительной и прекратить действие лицензии на вещание в случае распространения «недостоверной информации».

Недостоверная информация может, в частности, относиться к мерам, принимаемым для обеспечения безопасности населения и территорий, оскорблять общественную нравственность, выражать неуважение к государству и его органам, дискредитировать использование вооруженных сил РФ, содержать призывы к участию в несанкционированных публичных мероприятиях, а равно к введению санкций против России и ее граждан.

Авторы законопроекта объясняют свою инициативу «нарастающим распространением противоправной информации в интернете, требующим введения оперативных правовых мер пресечения распространения опасного интернет-контента». «В условиях нагнетания антироссийской информационной повестки важным является установление правового режима работы с российскими СМИ и организациями вещания, при котором противоправная деятельность СМИ и вещателей… будет пресекаться решениями органов прокуратуры»,— говорится в пояснительной записке.

По словам соавтора поправок Евгения Ревенко (ЕР), законопроект соответствует вызову времени: «Мы живем в состоянии информационной войны, фейки распространяются мгновенно». А поправки позволят оперативно на это реагировать и усилят ответственность за цитирование недостоверной и противоправной информации, поясняет господин Ревенко. СМИ, несогласные с решением о блокировке и лишении лицензии, смогут оспорить его в суде, говорит депутат.

Представители КПРФ не поддерживают проект, поскольку в нем «много полномочий отдается генпрокурору», сказал “Ъ” депутат Александр Ющенко: «Понятно, время такое, когда требуются ответные меры. Но когда это закончится, возможность расправиться с любым СМИ останется».

Запрет на цитирование может быть распространен на все заблокированные в РФ СМИ, а не только на те, что будут заблокированы в рамках ответных российских санкций, говорит адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Тельман Оганесян.

Специального примечания по применению запрета только в рамках настоящей статьи нет, отмечает он, и это «позволит широко толковать данную норму на практике». Запрет на цитирование может быть распространен и на обычных пользователей, считает господин Оганесян, для которых не будет исключена административная и уголовная ответственность «в зависимости от содержания распространяемой информации».

Проект подразумевает возможность стремительной остановки выпуска печатных СМИ по аналогии с блокировкой интернет-ресурсов, только путем изъятия свидетельства о регистрации, указывает руководитель Центра защиты прав СМИ* Галина Арапова**. «Остановка выпуска печатного издания сейчас занимает месяцы и сводится к судебному разбирательству, но теперь его остановку предлагается ускорить, и изменения могут быть фатальными,— говорит она.— Отзыв свидетельства о регистрации у печатного СМИ по требованию генпрокурора означает, что СМИ не сможет выходить под тем же названием и в один момент потеряет бренд». Эксперт также опасается, что принятые во время проведения спецоперации акты останутся действующими и по ее завершении: «Работать сможет только тот, кто будет точно знать, что его не тронут». Обжалование ограничений работы интернет-СМИ новым проектом по сути исключается, отмечает госпожа Арапова: «Речь идет о пожизненной блокировке без возможности обжалования. Это не выдерживает никакой критики, это совершенно новый уровень». Галина Арапова отмечает, что «пожизненная блокировка» может быть распространена на случаи ранее выявленных нарушений СМИ — например, публикации запрещенной информации, связанной с распространением наркотических средств, суицидом или продажей дипломов. Для блокировки такие нарушения должны быть неоднократными, но период их совершения проектом не установлен: «В течение года, месяца или какого времени СМИ должно неоднократно что-то нарушить, чтобы его заблокировали пожизненно?»

Галина Арапова**, директор Центра защиты прав СМИ*, лауреат Премии Московской Хельсинкской группы. Фото: Михаил Кирьянов, Новая газета

Беглое знакомство с законопроектом показывает, что «он сделан, мягко говоря, неаккуратно и наспех», отмечает соавтор закона «О СМИ» Михаил Федотов: «Нам следовало бы бережнее относиться к собственной правовой системе, которая сложилась на базе действующей Конституции. Мы живем по ней уже три десятилетия, а не только последний месяц, и давайте сохраним ее для будущей нормальной жизни. Для экстраординарных периодов есть другой инструмент — временные законы. Было бы правильнее подготовить законопроект об особом режиме функционирования СМИ в период проведения специальной военной операции на Украине. Иначе может получиться, что спецоперация закончится, а законы останутся с нами надолго, необоснованно ограничивая свободу мысли, слова, массовой информации, гарантированные Конституцией».

На фото: д.ю.н. Михаил Федотов, соавтор закона «О СМИ», лауреат Премии Московской Хельсинкской группы

Альтернативный вариант, по мнению господина Федотова,— задействовать правовые механизмы, предусмотренные законами о чрезвычайном и о военном положении: «В этих законах предусмотрены меры, ограничивающие свободу СМИ на определенной территории и на конкретный период времени; никакого противоречия с Конституцией при этом не возникает».

Предлагаемое расширение полномочий Генпрокуратуры в части признания недействительной регистрации СМИ вступает в противоречие с самим законом «О СМИ», отмечает господин Федотов. «Прекращение выпуска СМИ возможно только по решению суда, иск подает Роскомнадзор, Генпрокуратура там вообще не при чем,— поясняет он.— При этом ст. 16 закона "О СМИ" дает прокуратуре возможность обратиться с иском о приостановлении или о прекращении выпуска СМИ в случае распространения экстремистских материалов. Механизмы ответственности в законе уже все есть, и не надо создавать между ними противоречия».

Норма проекта, предусматривающая «зеркальный ответ на репрессии в отношении российских СМИ за рубежом», кажется Михаилу Федотову «правильной по смыслу, но неудовлетворительной по исполнению». По его словам, такая форма реагирования предусмотрена в ст. 55 закона «О СМИ» еще с 1991 года: «Правительство РФ вправе установить ответные ограничения в случае дискриминации российских журналистов. Новый проект расширяет это правило, но делает это юридически безграмотно. Достаточно вспомнить, что закон "О СМИ" не содержит понятия "иностранные СМИ", если не считать СМИ-иноагентов, и может регулировать только вопросы распространения их продукции на территории РФ».

Комиссия по свободе информации и правам журналистов Совета при президенте по правам человека (СПЧ) также выступила с критикой поправок, позволяющих по решению Генпрокуратуры блокировать и ликвидировать СМИ. «Мы на заседании комиссии приняли заявление, которое будет направлено в Госдуму и Совет Федерации», – сообщил Ведомостям ее председатель Павел Гусев. 

Свою позицию по отношению к предлагаемым поправкам Комиссия по свободе информации и правам журналистов опубликовала на сайте СПЧ.  

"Считаем данный законопроект прямо противоречащим Конституции Российской Федерации, которая гарантирует запрет цензуры. Ограничение свободы слова, введение цензуры возможно только при установлении военного режима или объявлении чрезвычайного положения", - говорится в заключении комиссии. По мнению членов СПЧ, подобные поправки «неуместны и вредны». Если они будут приняты, «абсолютно любое СМИ может быть заблокировано», поскольку ссылается не только на официальные сообщения властей.
 

* внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

** внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

МХГ в социальных сетях

  •  

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2022, 16+. 
Данный сайт не является средством массовой информации и предназначен для информирования членов, сотрудников, экспертов, волонтеров, жертвователей и партнеров МХГ.