Поддержать деятельность МХГ                                                           
Russian English
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Состоялись VI Якунинские чтения

 

6 марта 2021 года состоялись VI Якунинские чтения. Эта ежегодная конференция посвящена памяти Глеба Павловича Якунина (1934—2014), члена Московской Хельсинкской Группы, священника и правозащитника, диссидента и политзаключенного, политика и поэта.

В этом году тема обсуждения «Правозащитники vs идеологи религиозной дискриминации». Организаторы: филолог и культуролог, автор недавно вышедшей книги «Глыба Глеба: Запрещённейший иерей Якунин» Елена Волкова, Московская Хельсинкская группа при поддержке Международного Мемориала, Дома Галича и портала Credo.Press. Обсуждение прошло в онлайн формате.

Основные темы этого года:
1. Священник Глеб Якунин в его противостоянии советскому идеологическому диктату: битва идей.
2. Советские и современные репрессивные идеологемы.
3. Постсоветские идеологи религиозной дискриминации: законодатели, эксперты, пропагандисты.
4. Современное репрессивное и дискриминационное законодательство в религиозной сфере.
5. Судебная псевдоэкспертиза: фальсификация и репутация.
6. Пропаганда страха и лжи: психологическая манипуляция и социальная травма.
7. Лекарства от пропаганды: стратегии противостояния.

ПРОГРАММА ЯКУНИНСКИХ ЧТЕНИЙ – 2021
1. Григорий Михнов-Вайтенко, арх. Зачем совести свобода
2. Валерий Борщёв. Советские корни религиозной дискриминации
3. Лев Пономарев. Тоталитарный путь репрессий
4. Кирилл Попов. В поисках независимой религиозной периодики в СССР (1917–1955 гг.). К постановке проблемы
5. Лев Левинсон. Якунинский комитет против Дворкина: 25 лет спустя
6. Сергей Бурьянов. Актуальные проблемы реализации права на свободу совести: теория, законодательство, правоприменение, гарантии, «религиоведческая экспертиза»
7. Лутфие Зудиева. Крымские татары и российские репрессии: между прошлым и настоящим
8. Миляуша Нурлыгаянова. «Последнее слово» Рината Нурлыгаянова, осуждённого на 24 года колонии строгого режима по террористической статье как фигуранта уголовного дела «Уфимской 20-ки»
9. Иваненко Сергей. Роль специалиста религиоведа в судебных процессах над Свидетелями Иеговы*
10. Дмитрий Дубровский. Академическое сообщество и «гуманитарная» судебная экспертиза по экстремизму в современной России
11. Ирина Левинская. Преступление без наказания: карманные эксперты
12. Александр Солдатов. «Религиозная мотивация» репрессивной политики российских властей в отношении миноритарных конфессий
13. Михаил Жеребятьев. Кnow how российской телепропаганды: либералы, сиречь «тоталитарная секта» (попытка совмещения лоялистского политического и антикультистского дискурсов)
14. Презентация книги Елены Волковой «Глыба Глеба: Запрещённейший иерей Якунин».

 

Видеозапись Якунинских чтений – 2021:

 

«Значительное увеличение нарушений...». Итоговое заявление участников VI Якуниниских чтений

Москва, 6 марта 2021

Заслушав и обсудив доклады, посвящённые наиболее актуальным вопросам защиты свободы совести, участники Чтений отмечают значительное увеличение в Российской Федерации нарушений международно признанных принципов свободы вероисповедания. Одна из наиболее значительных опасностей — стремительное нарастание нарушений прав религиозных меньшинств, в первую очередь, последователей «Исламской партии освобождения» (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами)*, религиозной организации Свидетелей Иеговы*, Церкви Последнего Завета (последователи Виссариона), Церкви саентологии, ряда протестантских деноминаций и православных общин, не входящих в Московский патриархат.

Участники Шестых Якунинских чтений отмечают:

1. Остаются актуальными принципы, которые отстаивал основанный в 1977 году священником Глебом Якуниным «Христианский комитет защиты прав верующих в СССР», а в современных условиях стремится реализовывать учреждённый в 2020 году Общественный комитет «Свобода совести» (Якунинский комитет). Поддерживая декларацию Якунинского комитета, мы осознаём насущную необходимость консолидации усилий общественности - правозащитных движений, просветительских, гуманитарных светских и религиозных организаций, всех людей доброй воли – в сфере защиты принципов свободы совести.

2. Наиболее драматическая ситуация сложилась вокруг последователей «Исламской партии освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»)*, признанной Верховным Судом Российской Федерации в 2003 году террористической организацией. По данным правозащитного центра «Мемориал», в настоящее время в России в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» преследуется как минимум 322 человека. Около двухсот последователей этой организации (в том числе, мнимых последователей, «назначенных» следствием) в качестве террористов осуждены к длительным срокам лишения свободы - до 24 лет в колонии строгого режима. Между тем, ряд правозащитных организаций и исламоведов убедительно доказывают, что деятельность «Хизб ут-Тахрир» не является террористической, её последователи неправомерно осуждены в качестве террористов, так как эта партия не прибегает к террору и никогда не организовывала террористических актов ни в Российской Федерации, ни в других странах. Сторонников партии обвиняют в посягательстве на конституционный строй РФ, но в уголовных делах отсутствуют доказательства, которые свидетельствовали бы о попытке свержения и захвата власти. Материалы дел содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы об основах теократического государства, преимущественно в частных домовладениях, в редких случаях - в мечетях.

Мы призываем пересмотреть признание «Исламской партии освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») террористической организацией, а также освободить её последователей, осуждённых в качестве террористов, из мест лишения свободы.

3. Требует неотложного решения вопрос о возвращении в правовое поле российских Свидетелей Иеговы*. Верховный Суд Российской Федерации 20 апреля 2017 г. ликвидировал Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и 395 зарегистрированных религиозных общин Свидетелей Иеговы в качестве экстремистских организаций на основании чрезвычайно непрофессиональной и предвзятой экспертизы, содержащей огромное количество ложных предпосылок и откровенно сфальсифицированных данных. При этом решение Верховного Суда не содержало запрета религии Свидетелей Иеговы, а также религиозных групп, не имевших юридического лица, которых насчитывалось около 2,5 тысяч. Религиозные группы Свидетелей Иеговы продолжили свою деятельность, удовлетворяя религиозные потребности верующих.

К сожалению, правоохранительные органы исходят из того понимания решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г., согласно которому Свидетели Иеговы не имеют права на совместное исповедание своей религии, гарантированное 28 статьёй Конституции России, и, совместно участвуя в религиозных собраниях, проводимых религиозными группами, тем самым продолжают деятельность запрещённых в 2017 г. религиозных организаций. В результате с апреля 2017 г. более 170 тысяч Свидетелей Иеговы – законопослушных граждан Российской Федерации, оказались вне правового поля, многие из них стали обвиняемыми в экстремистской деятельности, некоторые уже были осуждены. 298 российских Свидетелей Иеговы признаны в РФ узниками совести.

Учитывая стойкость Свидетелей Иеговы перед лицом преследований, а также их позицию строгого нейтралитета, исключающего возможность использования последователей этой религиозной организации для дестабилизации ситуации в Российской Федерации в интересах каких-то политических сил, целесообразно признать право Свидетелей Иеговы удовлетворять свои религиозные потребности в рамках религиозных групп, не имеющих юридической регистрации, а в перспективе — предоставить Свидетелям Иеговы возможность регистрации религиозных общин в Российской Федерации и зарегистрировать религиозную организацию Свидетелей Иеговы в России в качестве централизованной религиозной организации.

4. Организацией, которая преследуется, по сути, по лекалам дела Свидетелей Иеговы в России, является Церковь саентологии. Сперва на основании чрезвычайно предвзятых и откровенно конфессионально ориентированных экспертиз несколько книг основателя этой религии – Р. Хаббарда – были признаны экстремистскими. Долгое время, несмотря на решение Европейского суда по правам человека, этой организации отказывают в регистрации в качестве религиозной – и также, к сожалению, на основании религиоведческой экспертизы, построенной на конфессиональных, а не на светских основаниях. Более того, по сути, мы сталкиваемся с местью российских правоохранительных органов, которые возбудили дело против пятерых членов Церкви – тех самых, кто значился заявителем в выигранном деле в ЕСПЧ – и они уже четвертый год находятся сперва в заключении, теперь под домашним арестом по обвинению, сама суть которого показывает его смехотворность: эту пятерку, в частности, подозревают в разжигании ненависти к социальной группе «источники неприятностей» - что в переводе на нормальный язык означает, что религиозную группу судят как экстремистов за наличие в практике Церкви саентологии таких же дисциплинарных мер, которые применяются в любой другой религиозной организации по отношению к грешникам или отступникам. Казус питерских саентологов является прямым следствием практики искусственной криминализации обычной религиозной деятельности. Участники Шестых Якунинских чтений предлагают рассматривать любые религиозные организации не с точки зрения их экзотичности или зарубежного происхождения, а с точки зрения гарантий конституционных прав на свободу вероисповедания граждан России.

5. Ещё одной религиозной организацией, которая подверглась необоснованным, по мнению правозащитников и ряда религиоведов, уголовным преследованиям, является Церковь Последнего Завета. Участники Шестых Якуниниских чтений считают необходимым привлечь внимание гражданского общества к нарушениям законных прав последователей этой Церкви и призывают прекратить репрессии в отношении этого религиозного меньшинства, освободить из-под стражи руководителей Церкви: Виссариона (Сергея Торопа), Вадима Редькина и Владимира Ведерникова.

6. Ограничительное «антимиссионерское» законодательство, практически лишающее граждан России и иных лиц, законно пребывающих на территории РФ, исполнять свое конституционное право на свободное распространение своих религиозных убеждений, приводит ко всем новым наказаниям (как правило, крупным штрафам) верующих, просто проповедующих свою веру. При знакомстве со статистикой применения этой «нормы закона» к верующим, преимущественно протестантам, трудно отделаться от впечатления, что даже в эпоху государственного атеизма в СССР проповедь веры не пресекалась властями столь жестко и цинично. Преследования настоятеля храма Российской Православной Автономной Церкви в станице Советка Ростовской области архимандрита Артемия показывает, что власти рассматривают как «незаконную миссионерскую деятельность» даже православную молитву вне пределов зарегистрированных религиозных организаций и принадлежащих им помещений.

7. О лицемерии официальной концепции «традиционных религий», содержащейся в действующем законе о свободе совести, свидетельствует систематическое преследование православных вне юрисдикции Московского патриархата (и даже остающихся в его юрисдикции, но вступивших в конфликт с иерархией), независимых мусульманских и буддийских общин — в частности, прекращение доступа в буддийский монастырь на горе Качкар на Урале, штурм Среднеуральского женского монастыря с применением насилия к насельницам. В последнем случае правоохранительные органы вели себя так, как будто недовольство церковного начальства лишает монахинь и послушниц защиты закона.

8. Вызывает серьезную обеспокоенность постоянное разжигание вражды и ненависти к представителям «нетрадиционных» религиозных сообществ в средствах массовой информации только потому, что они необычны или менее известны и распространены, чем так называемые «традиционные религии». Безусловно, для независимых СМИ это вопрос журналистской этики и профессионального саморегулирования. Для государственных же СМИ такой подход недопустим.

Мы призываем журналистов учитывать важность гарантий свободы совести и вероисповедания для всех граждан страны и не подменять принципы свободы слова конфессиональным и антикультистским подходами.

9. Участники Чтений убеждены в необходимости коренного пересмотра законодательства о религиозных организациях, в том числе в отмене закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». На религиозные организации должно быть распространено законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций. Но это будет возможно только после демократизации законов об НКО и возвращении их в конституционное русло, что в свою очередь включает отмену закона «О противодействии экстремистской деятельности» и основанных на нем законодательных положений. Мы понимаем, что в настоящий момент нереалистично даже промежуточное предложение об исключении внесенных в 2017 году под видом регулирования «миссионерской деятельности» дополнений об ограничении свободы проповеди. Но сегодня еще не поздно остановить принятие поправок в тот же закон, обязывающих религиозные группы, не имеющие регистрации (и не имеющие право ее иметь) регистрироваться в качестве групп, что не дает им никаких прав, но поставит под постоянный контроль. Так же недопустим предусмотренный тем же проектом запрет священнослужителям и другому «религиозному персоналу» осуществлять свое служение, если они получили духовное образование за рубежом и не прошли «аттестации» в РФ. Это представляет собой грубое вмешательство во внутренние дела общин.

10. Участники чтений подтверждают приверженность принципам светского государства, относящимся к основам конституционного строя. В недавнем постановлении от 17 ноября 2020 года № 47-П по жалобе Тверской общины Церкви Божьей Матери Державной Конституционный суд, оценивая место новых положений Конституции о вере в Бога, переданной народу России предками, разъяснил, что «во взаимосвязи с ее статьями 14 и 28 государство не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным, не ставит граждан – вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации – в неравное положение в зависимости от наличия и направленности веры и призвано при реализации своей политики учитывать ту исторически значимую роль, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности».

11. В интересах соблюдения конституционных прав граждан в области свободы совести в условиях наметившейся тенденции перевода разных сфер общественной деятельности под контроль силовых ведомств, в качестве соблюдения паритета между позициями этих структур и гражданским обществом, мы считаем необходимым обратиться к президенту России – гаранту прав и свобод – с предложением инициировать создание института спецпрокуроров, занимающихся вопросами контроля за соблюдением гражданских прав на стадии расследования административных, арбитражных и уголовных дел. Институт спецпрокуроров должен быть подотчётен президенту и вместе с тем в своей деятельности быть открытым для гражданского общества. Такое участие главы государства в правозащитном процессе представляется нам более предпочтительным по сравнению с обсуждаемой ныне идеей создания российского суда по правам человека.

Лев Пономарев
Валерий Борщев
Архиепископ Григорий Михнов-Вайтенко
Проф. Елена Волкова
Кирилл Попов
Лев Левинсон
Проф. Сергей Иваненко
Александр Солдатов
Сергей Бурьянов
Лутфие Зудиева
Миляуша Нурлыгаянова
Дмитрий Дубровский
Михаил Жеребятьев

 

См. также:

Игорь Князев: Глыба Глеба: VI Якунинские чтения. Заметка о конференции

 

* – В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Хизб ут-Тахрир», «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Поддержать МХГ

На протяжении десятилетий члены, сотрудники и волонтеры МХГ продолжают каждодневную работу по защите прав человека, формированию и сохранению правовой культуры в нашей стране. Мы убеждены, что Россия будет демократическим государством, где соблюдаются законы, где человек, его права и достоинство являются высшей ценностью.

45-летняя история МХГ доказывает, что даже небольшая группа людей, убежденно и последовательно отстаивающих идеалы свободы и прав человека, в состоянии изменить окружающую действительность.

Коридор свободы с каждым годом сужается, государство стремится сократить возможности независимых НКО, а в особенности – правозащитных. Ваша поддержка поможет нам и дальше оставаться на страже прав. Сделайте свой вклад в независимость правозащитного движения в России, поддержите МХГ.

Банковская карта
Яндекс.Деньги
Перевод на счет
Как вы хотите помочь:
Ежемесячно
Единоразово
300
500
1000
Введите число или выберите предложенную слева сумму.
Нужно для информировании о статусе перевода.
Не до конца заполнен телефон
Оставьте своё имя и фамилию, чтобы мы могли обращаться к Вам по имени.

Я принимаю договор-оферту

Евгений Еникеев

Александра Крыленкова

Галина Арапова

Арсений Левинсон

Светлана Астраханцева

МХГ в социальных сетях

  •  
Потребуйте освободить Александра Габышева из психиатрической клиники! Напишите ему письмо солидарности!
Требуем обеспечить медицинскую помощь заключенным при абстинентном синдроме ("ломках")
Мы требуем отмены законов об "иноагентах"
Требуем освобождения Софии Сапега
В защиту беларусов в России
Требуем прекратить давление на музыкантов! Noize, Вася Обломов, Ногу свело, Кортнев и др.
Предотвратить полномасштабную войну с Украиной!

© Московская Хельсинкская Группа, 2014-2021, 16+.